11 июня 2016

Психолог: что отпугивает людей от Церкви?

Что отпугивает сегодня людей от Церкви и как с этим быть? Кто виноват в том, что Церковь становится пугалом в глазах общества и насколько это справедливо? Есть ли в храме настоящие недостатки или они сугубо плод чьего-то недоброго или проплаченного воображения? На эти и другие вопросы отвечает «Правде.Ру» православный психолог Михаил Хасьминский.

 

— Михаил Игоревич, против Церкви до сих пор ведется информационная война: взять хотя бы последние события, например, Крымск или визит Патриарха Кирилла на Украину. Многие священники говорят, что весенняя информационная кампания нанесла большой урон ее имиджу, и многие верующие перестали ходить в храм. Почему это происходит, почему люди отходят от Церкви?

— На чем ловят людей во время таких кампаний?! Их ловят на отдельных недостатках, которые раздуваются до немыслимых размеров. «Если у вас патриарх носит такие часы, — говорят им, — то что вообще говорить обо всей Церкви?!». Тем самым они пытаются подорвать ее авторитет. Правда, я до сих пор не пойму, какие должны быть часы у Патриарха. «Электроника», «Победа», «Стрела»? Патриарха также упрекают в том, что он ездит на дорогих машинах. Но что, он на телеге должен ездить, или на «Запорожце», или по воздуху летать? Патриарх — это высокое должностное лицо, и он должен соответственно выглядеть. А если патриарх наденет часы «Электроника» и все епископы пересядут на «Запорожцы», критики Церкви подступят к ним с другой стороны, будут говорить: «В церкви собираются бомжи, можно ли им доверять?». Так плохо, и по-другому плохо.

В Церкви много недостатков, никто этого не отрицает, но зачем блоггеры начинают будоражить ими информационное пространство? Зачем им это нужно? Например, я сам недавно столкнулся с игуменьей одного монастыря, которая в этом монастыре «царствует»: ест за особым столом особо приготовленные продукты и тем самым вводит людей в соблазн. После увиденного в этом монастыре можно воскликнуть: «Где ваш Бог, вы вообще верующие?». И такой повод можно вдвинуть в информационное пространство, все будут ходить и возмущаться…

 

— Но ведь этого не делают…

— Да, потому что она обычная игуменья обычного монастыря, а не патриарх, и даже не епископ. Если проводить параллель с армией, то кто вообще видел идеального генерала? Никто. И не только генерала, но и офицера. Пусть ее уставы не совсем правильные и есть плохие командиры — Родину защищать все равно надо, нельзя бросать поле боя из-за того, что тот или иной генерал, лейтенант или полковник нехорош: других-то нет, воюйте. Или пример из мирной жизни. Знает ли подчиненный хотя бы одного идеального начальника?! Был ли этот подчиненный сам идеальным сотрудником? И с Церковью абсолютно тоже самое. Но кто из нас не побежит к врачу, даже если врач не соответствует самым высоким требованиям?

 

— Наверное, таких людей — единицы.

— Не побежит к врачу только тот, кто некритичен к себе, либо тот, кто не знает о своей болезни или не признает ее, например, сумасшедший. В острых состояниях сумасшедшие не спешат к врачу, потому что они не видят себя со стороны, не могут адекватно себя оценивать. Но у таких людей всегда и во всем виноват врач. Точно такая же ситуация с алкоголиками: они нетрезво судят о себе, поэтому когда их забирают в полицию, они начинают утверждать, что они абсолютно трезвы и будут жаловаться во все инстанции. Нетрезвое представление о себе самом способствует тому, что человек видит в искаженном свете тех, кто хочет ему помочь. А таких сейчас большинство: больные, которые не видят, что они больны. Но ведь никто не говорит, что и в Церкви одни святые. Один только Господь не грешен, а остальные с разными недостаткам. И этого не надо бояться, а надо принимать как должное.

 

— Но как быть с таким существенным недостатком, как двуличие? Ведь многие православные часто живут двойной жизнью: исповедуют одно, а делают совсем другое.

А разве мы все не двуличные? И если мы бы были не двуличными, нам не нужно было бы Православие. Мы бы один раз покаялись и стали святыми, поступали бы по заповедям. Мы все двуличные — кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но при этом мы еще и осуждаем других. В каждом человеке живут субличности и идеального человека не найти, любой человек — это борьба между светом и тьмой, эта пропорция динамично меняется в течение всей жизни в зависимости от воли самого человека. В данном случае можно привести такой пример. Если человек чисто одет, на нем очень хорошо видна грязь, а на грязном человеке грязи практически не видно. Церковь задает высокую планку, и ее служители к ней стремятся: по крайней мере, они не ходят на дискотеки, не колются, не занимаются грабежом или разбоем…

 

— Недавно одного католического священника из Филадельфии по имени Херальдо Пинеро уличили в том, что он устроил финансовую пирамиду. Вот вам и опровержение факта, что священники не ходят на дискотеку.

— Этот факт подтверждает мои слова. Когда священник организовывает пирамиду, то шуму от этого всегда будет больше, чем если бы эту пирамиду организовал обычный человек или преступник. А здесь священник, вот в чем дело! В данном случае можно привести такой пример: у подножия горы лежит человек, куда он может упасть, если он лежит на земле? А другой начинает восхождение, а само восхождение очень опасно, потому что любое неверное движение — и он упадет в пропасть. Люди действительно падают: и священники, и дьяконы, и миряне, и каждое падение сопровождается трагедией. Епископы впадали в ереси, патриархи становились ересиархами, никто и никогда не проявлял полной святости. А тот, кто лежит внизу, часто подталкивает их к этому падению, хотя сам не пробовал подняться, не говоря о том, чтобы совершать духовные подвиги. Тот, кто совершил восхождение, не будет осуждать молодых альпинистов…

 

-То есть никогда не будет идеальных условий и идеальных людей вокруг нас?

— Если проводить параллель с войной, то единственный шанс уцелеть в этом бою (а жизнь — это война) — воевать вместе с теми командирами, которые у нас есть, пусть они и не идеальны. Солдата будут судить по тому, как он воевал, не предал ли он родину, не нарушил ли он устав, не отказался ли от борьбы. В Чечне, как мы знаем, были продажными и генералы, и офицеры, и многие обогатились на этой войне, но если солдат выполнял свой долг перед родиной, честно воевал, то честь ему и хвала. Благодаря этим солдатам, которые, порой вопреки командирам, защищали родину, случилось то, что случилось — целостность страны сохранилась. Солдаты могли бы сказать: генералы плохие, воевать не за что — и бросить оружие, уйти с поля боя, но тогда бы они потеряли не только свою родину, но и свою собственную душу. Эти солдаты одновременно и герои, и мученики.

 

— Ну как верующим относиться к тем священникам, которые вводят их в соблазн? И как не перестать из-за этого ходить в Церковь?

— Я очень часто думал о том, почему Бог не наказывает священнослужителей, которые вводят в соблазн людей. Христос мог все что угодно сделать с фарисеями, но это было бы насилие над ними, а Господь не допускает насилия. Иуда тоже был священником, он видел чудеса Христовы, но, тем не менее, это не мешало ему предать Христа — и сейчас есть предатели. Но разве по ним можно судить обо всей Церкви? Иуда наказал сам себя, и эти отступники сами себя накажут. Часто в Церкви искажение идет именно через игумена-игуменью, батюшку-матушку, но не через Христа. Но верующие сами виноваты в этом, потому что они идут в церковь не к Христу, а к людям, и не понимают, что игуменьи, матушки, батюшки, да и вообще Церковь — это только дорога к Христу и никакие недостатки священнослужителей не могут закрыть к Нему путь.

Нельзя делаться рабами игуменов, священников и даже старцев. В Церкви существует такая болезнь как младостарчество, которая ломает судьбы, наносит жесточайшие травмы и уводит от Христа. Это больная ситуация, но больна не Церковь, а ее члены. Если у человека болит палец или зуб, мы не можем сказать, что человек больной. И также Церковь: если многие ее члены болеют, то дух ее абсолютно здоров. Есть такое выражение: чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться. Очарование — от слова «чары». А чары — это нетрезвое видение, когда человек не желает жить своим умом и отдается во власть разных священников…

 

— Но ведь некоторые отдаются во власть священника только потому, что их собственный ум завел их в тупик.

— Игнатий Брянчанинов советовал избирать себе наставника непрелестного, а потом еще и испытывать его и самому возрастать, а не только исполнять чужую волю. Раньше, например, монахи отдавали себя в послушание старцам не прелестным, а сейчас — первому, кто в рясе. Ну и что, если он в рясе? Он же не святой. Но с другой стороны, сейчас многие люди больны и действительно не могут без посторонней помощи справиться со своей болезнью. Например, человек сам весь в страстях, а осуждает патриарха. В этом случае лучше лечиться и трезветь, отдаваясь в руки пусть и не идеальных врачей, но которые могут помочь, а не зубоскалить, гиперболизируя чужие недостатки. Я как психолог могу сказать, что люди не видят себя, потому что не знают критериев нормы и патологии. А если бы они знали это, они не были бы психически больными. Например, кто в хулителях Церкви? Гомосексуалисты, извращенцы и прочие, кто не признают Творца, а остальные не от большого ума присоединяются к их хору.

 

— Как понять фразу «не от большого ума»?

— Поясню. К примеру, шизофреник может сделать так, что у всей семьи появятся симптомы шизофрении, и только тогда, когда этого шизофреника изолируют, у остальных членов исчезнут эти симптомы. Собственно, такие же ненормальные и будоражат информационное пространство антиклерикальной темой.

 

Юлия Богородская

7 августа 2012

© pravda.ru