Уныние — это грех заниженной самооценки
Уныние — одна из семи смертных страстей, разрушающих сердце человека. Оно — прямой путь к отчаянию, которое считается в христианстве самым страшным грехом. Но почему нас посещает уныние, откуда оно берется, что ему противопоставить, и как его прогнать? За ответами на эти вопросы мы обратились к православному психологу Михаилу Хасьминскому.
— Из-за чего чаще всего возникает депрессия или уныние?
— Если мы не берем клиническую депрессию, то уныние — это разрушенное самомнение о себе. Человек впадает в уныние, когда не может достигнуть того, чего хотел, или не знает, как решить проблему, то есть он попал в некий тупик. Например, человек хочет во что бы то ни стало жениться или выйти замуж. Он же не понимает, что живет не для того, чтобы устроить свою личную жизнь, а для того, чтобы совершенствовать собственную душу, но не получая того, что хотел, обычно впадает в уныние.
Или, например, умирает близкий человек, и вместо того, чтобы помогать душе умершего на том свете, люди льют непрерывные слезы и опять впадают в уныние. Доходит до сумасшествия и даже до тяжелейших заболеваний, потому что у современного человека суженное тоннельное мышление, навязанное обществом потребления. Наше общество, как зашоренная лошадь, у которой сужен обзор, и поэтому она налетает на любую преграду.
— Психолог может помочь справиться человеку с унынием?
— Сейчас люди идут чередой к психологам, но самое интересное, что когда эти психологи сталкиваются с серьезными проблемами, такими как смерть близких, суицид, различные кризисные ситуации, они отделываются общими фразами, потому что сами не знают, как справляться с ними. В вузе их учили всему, кроме этого. В России единицы тех психологов, которые могут по-настоящему помогать горюющим или склонным к самоубийствам…
— А с какой проблемой чаще всего обращаются к вам как к психологу?
— В последнее время ко мне часто обращаются в связи с депрессией, которая возникает, как ни странно, на почве невозможности получить образование. Например, у ребенка в школе плохая успеваемость, и в эту проблему автоматически втягиваются родители, учителя и сами ученики, и если эта ситуация затягивается надолго, то это приводит чаще всего к подростковым суицидам и психосоматическим заболеваниям. К сожалению, сейчас образование — это просто бизнес, и что это может дать?! Кроме тщеславного состояния — ничего, ведь многие сейчас даже не работают по той специальности, которую получили в вузе.
— Но ведь без знаний не проживешь в современном мире.
— Я нигде не слышал, чтобы святые заканчивали вузы, но при этом они жили в гармонии, не переживали фрустраций, не думали о самоубийствах, не тратили деньги и большую часть жизни на бизнес, который называется образованием и по сути поддерживается искусственно. Когда ко мне приходят страдающие родители и жалуются, что их ребенок замкнулся и не учится, вскоре выясняется, что он на самом деле не гуманитарий, ему нравятся точные науки или наоборот. А родители вгоняют его в миф, готовы платить деньги за этот миф только ради того, чтобы он, по их мнению, получил достойное образование, а затем занял место в жизни.
Раньше вузов было в десять раз меньше, чем сейчас, и образование было гораздо лучше. Ведь вопрос не в том, какой вуз ты закончил, а зачем поступал, что хотел понять. Ведь качество образования, по сути, не зависит от того, в каком вузе человек учился, потому что на практике можно оказаться ни к чему не способным. Болонская система, которую нам сейчас внедряют, полностью лишает человека творчества. Созидать может и плотник, и инвалид, и дед в глухой деревне, но при этом иметь такой покой в своей душе, что не снилось человеку, закончившему самый престижнейший вуз!
— По-вашему получается, что высшее образование вообще не нужно?
— Нет, я так не считаю, но есть мудрость, а есть образование, есть знание жизни, а есть диплом, и эти вещи практически не совпадают…
— Но ведь образование — это теория, а мудрость приходит с жизненным опытом…
— Мудрость идет от умения анализировать и интегрировать опыт собственной жизни. Так, например, поступали русские крестьяне, которые брали самое ценное и этому учили своих детей. Но чему может научить взрослый, который сам ничего не умеет?! В этом вся трагедия современной жизни! Сейчас никто не хочет учиться альтруизму, а большинство гоняются за ложными бумажками, которые оказываются чаще всего без знаний. К тому же, человек, закончив престижный вуз, думает, что он больше стоит, что он знает больше других, но при этом другие должны больше трудиться…
— Сейчас идет погоня за статусом и в образовании тоже…
— Сейчас многие хотят не быть, а казаться. И это приводит к тому, что человек остается невеждой, он тратит все силы на то, чтобы поддержать внешний статус: квартира, машина, оценки, аспирантура, за которыми — пустота. И что самое страшное, многие сами взращивают эту пустоту. Черенок можно свалить одним прикосновением руки, а дерево с корнями свалить нельзя, хотя внешне они могут выглядеть одинаково. И, к сожалению, люди валятся, как черенки, как только встречаются с трудностями. Потому что самомнение — это песок, на котором ничего настоящего нельзя построить.
Когда реальность не подтверждает статуса, человек впадает в депрессию только из-за того, что его не научили справляться с такими трудностями, а, наоборот, взращивали в нем это самомнение. Поэтому мы имеем невероятное количество разводов, суицидов, большинство несчастны, сидят на антидепрессантах, ходят по психологам и в то же время считают, что они выше, умнее и статуснее, чем недоразвитые верующие. Современный человек не понимает настоящего смысла жизни, но в кризисные этапы начинает чаще всего задавать себе эти вопросы…
— А что такое кризисный этап?
— Это поворотный этап жизни, например, развод, смерть близкого, насилие. И на этих этапах люди сталкиваются с вопросами о смысле жизни, и без этого вопроса все остальные знания — бессмысленные нагромождения. Если бы в школе давали основы этих знаний, тогда люди могли бы находить опору в переломные этапы жизни. Наши предки не в меньшей степени переживали кризисы, но они сохраняли психическое и физическое здоровье, рожали много детей и никто их потом не отправлял в интернаты…
— В чем вы видите выход из этого тупика?
— Наверное, выход есть только для отдельных людей и семей. Если ты сам что-то понял, то ты можешь эти знания передать ребенку. Но на государственном или мировом уровне вряд ли что-то можно уже изменить, потому что общество потребления не нацелено на это. Личность человека и спасение души не ценится этим обществом, а ценится покупательная способность, как ценность коровы измеряется количеством молока, ценность курицы — количеством мяса. К сожалению, общего средства спасения нет. Но, например, директора школ и других учебных заведений могут больше внимания обращать на суть ребенка, на его призвание, адаптированность, внутреннее состояние, а не на внешние успехи. А родителям нужно постараться научить ребенка каяться, просить прощения, потому что если они не будут это делать сейчас, потом сами будут страдать от своих злых детей, но зато с высшим образованием…
Юлия Богородская