1 июня 2016

Смерть – это сон?

«Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлениемограниченную часть её». (Л. Н. Толстой)

Что такое смерть? Немногие из нас всерьез задумываются о природе этого явления. Чаще всего мы суеверно избегаем не только разговоров, но и мыслей о смерти, потому что тема эта кажется нам очень уж безрадостной и страшной.  Ведь каждый ребенок с малых лет знает: «Жизнь – это хорошо, а вот смерть…. смерть – это не знаю что, но точно что-то плохое. Такое плохое, что об этом лучше даже и не думать».

Мы взрослеем, учимся, приобретаем знания и опыт в различных областях, но наши суждения о смерти остаются все на том же уровне – уровне маленького ребенка, который боится темноты.

Но неизвестность всегда страшит, и по этой причине даже для взрослого человека смерть всегда будет оставаться все той же неведомой, пугающей темнотой, пока он не постарается понять ее природы. Рано или поздно  смерть приходит в каждый дом, и с каждым годом число ушедших в эту неизвестность родных и знакомых людей растет и растет….

Люди уходят – мы горюем и страдаем от расставания с ними, но даже и в эти периоды очередной постигшей нас утраты не всегда пытаемся разобраться и понять: что же все-таки такое – эта смерть? Как ее воспринимать? Только ли, как  ни с чем не сравнимую потерю и вопиющую несправедливость жизни, или возможно и совершенно другое ее восприятие?

Мы попробуем разобраться в этих вопросах в беседе с руководителем Православного Центра Кризисной психологии, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , психологом Михаилом  Игоревичем  Хасьминским.

 

— Михаил Игоревич, как Вы считаете, что такое смерть?

— Давайте начнем с того, что в соответствии  с традициями  православия ушедшего в иной мир человека называли не умершим, а усопшим. Что означает слово «усопший»? Усопший человек – это человек уснувший. И православие образно говорит так о закончившем свою земную жизнь теле человека, которое после смерти будет покоиться до тех пор, пока не будет воскрешено Богом. Уснуть может тело, а можно ли сказать такое о душе? Может ли уснуть наша душа?

Для того чтобы ответить на этот вопрос хорошо бы сначала разобраться в природе сна и сновидений.  

— Очень интересная тема. Наверное, нет на земле человека, который бы никогда не задавал себе вопрос: «Почему мне это приснилось?» В самом деле, почему мы видим сновидения? Что такое сон?

— Люди примерно треть своей жизни проводят во сне, и если уж эта функция заложена в саму нашу природу, значит, она для нас очень важна. Мы каждый день засыпаем, спим несколько часов и просыпаемся отдохнувшими. Давайте рассмотрим современные представления о природе сна и его смысле. Ученые в своих исследованиях, основанных на методах регистрации биоэлектрической активности головного мозга, мышц и глаз, обнаружили, что сон можно условно разделить на несколько фаз, основные из которых —  фаза медленного сна и фаза быстрого сна.  Медленный сон иначе называют еще медленноволновым или ортодоксальным. Быстрый – быстроволновым или парадоксальным. Сновидения мы видим в фазе быстрого сна — это стадия быстрого движения глаз (сокращенно – БДГ — сон). Дальше будем для удобства называть наши сновидения просто снами.

Если кто-то считает, что сны не видит,  то он ошибается.  Сны видят ежедневно все спящие, и не один раз за ночь. Только часть людей их не запоминает. И, надо заметить, что  мы не  только видим сны, как, например, кинофильмы, но и участвуем в  тех сюжетах, которые нам снятся.  То есть, во время сна мы некоторое время  живем совсем в Другой реальности. И очень часто она  переживается  нами намного ярче и насыщеннее, чем реальность яви (для упрощения будем ее называть Этой реальностью).

Можно сказать, что спящий человек каждую ночь проживает кратковременные фрагменты  иной жизни. Необходимо учитывать, что совсем немногие из спящих и видящих сновидения людей ощущают, что они спят. В большинстве случаев  спящий человек не понимает, что все происходящее ему только снится, и  полностью втягивается в события Другой реальности. То, что он в это время ощущает эту Другую реальность, как явь – научно доказанный  и каждым из нас многократно проверенный  на собственном опыте факт.

Выходит, что мы в продолжение всей своей жизни ежедневно бываем в двух реальностях.  Поэтому не удивительно, если у нас возникает парадоксальный, на первый взгляд, вопрос: «А какая же из этих реальностей  настоящая, а какая – сон? Ведь обе эти реальности мы попеременно воспринимаем, как истинные и самые, что ни на есть, настоящие.

 

— Конечно же, настоящая реальность – это когда мы бодрствуем! Ведь в ней мы проводим гораздо больше времени. 

— Ну, можно и так считать. Только тогда выходит, что для грудного ребенка, который спит гораздо больше времени, чем бодрствует, настоящей будет являться Другая реальность. В таком случае мама будет петь ему колыбельную песню и кормить грудью в ненастоящей для него,  а мнимой реальности. Для ребенка истинной будет одна реальность, а для его мамы – другая? Этот парадокс разрешиться лишь в том случае, если мы признаем обе эти реальности, как истинные и параллельные.

Но, чтобы окончательно не запутаться, давайте условно примем за факт, что истинной является та реальность, в которой мы – взрослые,  проводим больше времени. Будем считать, что если в Эту реальность мы постоянно возвращаемся после сна, работаем, учимся и решаем в ней различные жизненные задачи, то она для нас и первична. Но нужно, все же, не забывать, что она не единственная.

 

— Хорошо, с этим мы вроде бы разобрались: мы живем в двух параллельных реальностях. А в чем тогда отличия между этими реальностями?

— Они существенно отличаются друг от друга. Например, в Другой реальности иначе течет время: там за  несколько минут  сна мы можем  увидеть такое множество  событий,  какое просто не успеет произойти за то же время наяву. Для такого количества событий в нашей реальности потребовалось бы не несколько минут, а несколько дней или даже больше.  Мы можем участвовать в совершенно необычайном сне, яркие и ни с чем не сравнимые краски которых не встретишь наяву. К тому же, все происходящие с нами в Другой реальности события зачастую не последовательны и даже хаотичны. Сегодня мы видим один сюжет во сне, а завтра — совершенно другой, логически никак  не связанный со сном вчерашним. Сегодня  мне, например, снится деревня и коровы, завтра — то, что я индеец на охоте, а послезавтра — совершенно непонятное футуристическое нагромождение….  А в Этой реальности  все события развиваются последовательно: от детства — к старости, от незнания — к мудрости,  от основ — к более сложным конструкциям. Тут у нас обычно все логично и конструктивно, как в длинном «жизненном» сериале.

 

— Скажите, что говорит современная наука о природе сна? Зачем он нам и что происходит с нами, когда мы спим?

— Что говорит наука? Наука говорит, что сон — это естественный физиологический процесс, во время которого прослеживается минимальный уровень мозговой деятельности. Сопровождается  этот процесс пониженной реакцией на окружающий мир. Кроме этого подавляющее большинство ученых согласно с тем, что сон — это особое состояние сознания. Только вот на вопрос, что такое сознание и в чем заключается его особое состояние во время сна,  ответа ученые дать не могут.

Существует специальная область  медицинской науки, которая занимается изучением сна и  лечением его нарушений. Она называется сомнологией.  По результатам многочисленных научных исследований мы можем теперь узнать о пользе сна, о стадиях сна и о гигиене сна.   Наука может нам рассказать о том,  какие бывают нарушения сна (бруксизм, нарколепсия, Пиквикский синдром, синдром беспокойных ног, бессонница и другие) и какими методами можно человека от них лечить. Но до сих пор нет единой правдоподобной теории о природе сна как явления.  Нет четкого научного объяснения: чем на самом деле является этот феномен, с которым все мы ежедневно сталкиваемся. Наука в наш просвещенный век не в состоянии определить, зачем нам сон и какие механизмы для него задействуются. Она хорошо описывает функции сна: отдых, метаболизм, восстановление иммунитета, переработка информации, приспособляемость к смене дня и ночи….  но это все относится только к телу! А где находится в это время наше «измененное сознание», о котором все же говорят ученые? Говорят, но не понимают. Но, если ученые не могут ответить на вопрос, что такое сознание, то какие могут быть у них успехи в понимании природы сна? 

Мы очень привыкли гордиться наукой, считать себя продвинутыми и даже в некоторых случаях повторять расхожую глупость  о том, что «наука доказала отсутствие Бога». На самом деле, наука не только не сумела доказать  эту бредовую гипотезу об отсутствии Бога, но и оказалась не способной понять  в миллионы раз  более простую задачу:  что такое сон.

 

— Почему же серьезные и многочисленные научные исследования ни к чему не приводят и не могут объяснить природу сна? Вроде бы все давно уже изучено, изобретено множество методик и средств диагностики… 

— Да, можно в подробностях описать процесс засыпания и сам сон, можно изучить то, с чем он связан. Но никакие описания не помогут объяснить его природу. Существует способ диагностики сна, который называется сомнографией. Он заключается в  непрерывной регистрации различных показателей функций тела, на основе которых делается анализ сна, и выделяются все характерные для него стадии. Полученные за время этой регистрации данные досконально расписываются, изучаются, и в результате становится видна вся физиология сна обследуемого человека.  Исходя из этих показателей, можно определить нарушения сна и его патологии, можно назначить нужное лечение… но как объяснить природу сна и той реальности, в которой находится спящий человек? Никаким анализом импульсов этого не добиться, ведь измененная форма сознания даже самыми современными датчиками не фиксируется.

Несмотря на то, что все функции мозга в настоящее время уже досконально изучены,  ни в одном учебнике или монографии, также как и ни в одном научном журнале по нейрофизиологии или нейропсихологии, вы не найдете упоминания о том, что наше сознание является результатом деятельности мозга. Никто из ученых не обнаружил такую взаимосвязь мозга с самым центром нашей личности — нашим «Я». На основании долголетних исследований крупнейшие специалисты этих областей науки пришли к выводу,  что ни сознание само, ни измененные его формы никак не зависят от деятельности мозга. Мозг в данном случае — всего  лишь ретранслятор (антенна), а не источник сигнала.

Вполне очевидно, что пребывая в Другой реальности, называемой сном, наше сознание поддерживает связь с телом, посылая ему определенные сигналы. Эти сигналы улавливаются мозгом, как антенной, и именно они фиксируются учеными во время его научных исследований.  Незадача заключается в том, что все эти  исследования ориентированы только на мозг — антенну, а не на источник сигналов – Сознание (Об этом можете прочесть подробнее здесь). Ученые изучают и фиксируют лишь внешние проявления феномена, даже не пытаясь заглянуть глубже и понять скрытую от глаз его сущность. Поэтому все успехи науки сомнологии в изучении природы сна совершенно ничего не разъясняют. Что при таком упрощенном, одностороннем подходе совсем не удивительно.

 

— Но ведь существует еще и такая наука, как нейропсихология, которая занимается изучением связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека. Может быть, она уже близка к разгадке природы сна и сознания?

— Да, есть и такая наука, и в ее области также сделано множество открытий. Но только и она нисколько не преуспела в изучении природы сна и человеческого сознания.

Наука эта нужная, но когда она пытается претендовать на понимание сложнейших трансдентных процессов, то это выглядит совершенно нелепо. Возьмем для наглядности простую метафору, которая отражает такие интеллектуальные  безуспешные потуги изучающих эти феномены ученых.

Представьте, что к берегу населенного дикими папуасами острова, волны прибивают лодку, в которой они находят радиоприемник и фонарик. Обрадованные и удивленные непонятной находкой папуасы тут же зовут своих самых умных соплеменников, чтобы те объяснили, что это за штуки и что с ними можно делать. Через некоторое время одна группа папуасских «ученых» совершает первое открытие: без кругленьких блестящих палочек (батареек) ни приемник, ни фонарик не работают. Общее ликование по случаю этого научного открытия! Вторая группа «ученых» делает очередное заявление: если крутить на приемнике колесико, то из него будут доноситься тихие и громкие голоса… разных духов! Снова ликование…. Затем  целый «научный институт» папуасов выясняет, что свет в фонарике горит только в том случае, если жмешь на кнопочку, а если не жмешь, то он не загорается. В конце концов, самый мудрый и величайший папуасский ученый делает сенсационное заявление: «Тот, кто светит без огня (фонарик),  под водой дышать не может! Если положить его в воду, он умирает»!   Торжественное вручение «Золотого банана»  за выдающееся открытие!

В результате всех этих «достижений» папуасские «ученые» начинают себя чувствовать знатоками секретов Вселенной. Да только вот есть одна загвоздка…. Если спросить у них, что такое звук, где его источник и как он передается, то они ничего вам ответить не смогут…. То же  самое произойдет, если мы спросим о природе света в фонарике. Они так же, как и современные ученые, будут Вам  с умным видом разъяснять про то, как надо крутить колесико и почему фонарик не хочет светить под водой. Не поняв сути и не догадываясь о наивности своих открытий.

 

Прискорбно осознавать, что в изучении сна мы такие же папуасы, но очень похоже, что это так  и есть….

— Именно так.  Похожая ситуация, кстати,  и с успехами по борьбе с психическими болезнями. До сих пор не ясна природа (этиология) большинства из них. Например, шизофрении.  Лечение этой болезни, которое (часто относительно успешно) применяется в психиатрии, подобно тому, как папуасские «ученые»  с умным видом трясут сломанный приемник, когда пропадает сигнал: вдруг и повезет, что после хорошей встряски он опять заговорит (если контакты случайно соединятся)…. но может и не повезти. Со временем папуасы   становятся опытнее и трясут более удачно, но это не может принципиально изменить ситуацию — они  не понимают природы  прохождения сигнала и  роли контактов!

Точно также наши ученые не понимают духовной основы человеческой природы. И такая ситуация  сложилась во многих науках. Почти в  каждой ее отрасли  некоторые ученые  ведут себя примерно так же, как те папуасы. В погоне за очередным «важным» для человечества открытием и полагающейся за него премией, они действуют наподобие трясущих приемник дикарей. Причем, так же как и папуасы, пребывают в полной уверенности о своих величайших практических достижениях, так ничего и не познав в сути.  И это, как говорится,  было бы смешно, если бы не было так грустно.

 

— Но почему ученые не учитывают эту взаимообусловленность между следствием и причиной?

— Потому что для этого необходимо уметь видеть не только наш материальный трехмерный мир, но еще и понимать влияние иного – намного более сложного,  многомерного мира — духовного. Только духовный мир может дать нам ответы на вопросы: что такое сознание, душа, жизнь, смерть, вечность и многие другие.

Люди для познания мироустройства тысячи лет назад получили в наследство огромный духовный опыт наших предков. А, кроме того, в вечное пользование потомкам оставлены христианские Заповеди и Священное Писание – Библия; а потом еще и разъяснение к ней  – Предание Церкви.

Если бы все ученые работали, учитывая приобретенные в этих духовных сокровищницах знания, основываясь на прописанных в них правилах, понимая основы человеческого бытия, и только с таким духовным багажом брались за  серьезные исследования, то их результаты выглядели бы совсем иначе. При таких условиях было бы значительно больше пользы и смысла в их научных исследованиях и открытиях.

Надо сказать, что среди ученых встречаются и глубоко мыслящие в этом отношении люди, которые осознают всю сложность постижения природы человека, как сотворенной Богом частицы мироздания. Такие ученые не ограничиваются в своих стремлениях постичь эту природу изучением  физиологических функций человека и не отрекаются от опыта и мудрости религии.

 

— Да, если не понимать основ мироздания, то изучение природы сна так и останется на уровне одной только «голой»  физиологии… А человеческий мозг, как Вы говорите, — не просто орган тела, а что-то вроде антенны для настройки на нужную реальность?

— Если выражаться образно, то это так и есть. Радиоприемник без антенны не работает и, если нарушены функции мозга, то нарушена и  связь — сигнал не проходит, как положено.  И что очень интересно: это его свойство подтверждается теми феноменами, которые происходят в измененных состояниях сознания! Давайте, например,  вспомним, как иногда мы просыпаемся и не можем понять: во сне мы еще или уже бодрствуем?  Такое может с нами происходить, когда «сбита волна в нашем приемнике» — если она еще не успела перенастроиться со сна на бодрствование. Очень часто это случается  у маленьких детей — они могут после пробуждения еще довольно долго «перенастраиваться» после ярких и интересных снов на Эту реальность.

Причем эмоции, переживаемые нами во сне, некоторое время сохраняются и наяву: если снится что-то хорошее, то и после пробуждения мы испытываем радость (бывает даже очень досадно, что это происходило во сне), а если приснится какой-то ужас, то  и эмоции, с которыми мы просыпаемся, будут соответствующие.

Опять же, острее и явственнее воспринимают Другую реальность дети. Когда им снится что-то страшное, от чего они во сне убегают, то бывает, что их ноги «бегут» в кровати (многие видели, наверное, такие же движения не только у детей, но и у спящих кошек и собак). Чем это объясняется? Сигнал опасности во сне запускает те же самые физиологические механизмы, которые запускаются в такой ситуации наяву. В крайних случаях, увидевший очень страшный сон ребенок  может даже начать заикаться!  А уж про случаи ночного энуреза  знают, конечно же, все.

Что касается людей взрослых, то у них иногда встречается такое заболевание, как «пиквикский синдром», одним из главных симптомов которого является плохая ориентация между реальностями не только после пробуждения, но и во время сна.  Это заболевание пока неизлечимо, и, к сожалению, встречается в настоящее время уже не так редко, как в былые времена. Если такому больному снится, что он на рыбалке,  то он будет во сне как бы «держать удочку», а если снится, что он ест, то он будет воспроизводить соответствующие движения. «После пробуждения такой «рыболов» не в состоянии  сразу сообразить — куда подевался  великолепный пруд, переполненный карпами. А «обедающий» удивляется, почему так быстро унесли все кушанья, ведь он еще не насытился». (По книге «Нарушение  сна. Лечение и профилактика»  сост. Рашевская К., «Феникс», 2003)

Это не что иное, как «блуждание» между Реальностями и постепенная настройка на одну из них. Похожий механизм «замедленной перенастройки» можно наблюдать и у больных сомнамбулизмом (лунатизмом). Сомнамбулизм в переводе с латинского: Somnus — сон и ambulare — гулять, ходить, бродить. Это форма ярко выраженного расстройства сна, когда человек встает с постели и неосознанно передвигается, как говорят: «в сумеречном состоянии сознания». Сомнамбулизм возникает, если торможение центральной нервной системы во время сна не распространяется на участки мозга, определяющие двигательные функции. Примером неполного, неглубокого торможения являются случаи, когда спящий человек говорит во сне, садится в постели. Эпизоды сомнамбулизма, как правило, начинаются через 1-1,5 часа после засыпания во время «медленного» (неглубокого) сна или во время неполного пробуждения от быстрого (глубокого сна); при этом мозг пребывает в состоянии полусна-полубодрствования. Иначе говоря, человек в таком состоянии находится как бы между двумя реальностями, потому что его мозг не может нормально настроиться ни на одну из них.

 

— А что происходит в этом отношении с психически больными людьми или, например, с алкоголиками? 

— Нарушение и искажение передачи сигнала.  Если снова взять аналогию с приемником, то  вне настройки его на  определенную волну  из него будут слышны только свист и шипение, изредка сменяемые неясными сигналами  соседних по диапазону станций. Четкого сигнала не будет.  То же самое происходит и у людей с поврежденной психикой. Многие объективно мыслящие специалисты полагают, что неправильная ретрансляция  сигналов мозга проявляется у человека в искаженном, болезненном сознании.

 

— Что же получается? Если после смерти мозг не функционирует, то становится невозможной и «перенастройка» с одной реальности на другую?

— Разумеется. Вот теперь мы подошли вплотную к теме смерти. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что после смерти «перенастройка» реальностей будет уже невозможна. Наша «антенна» — мозг перестает функционировать вместе со смертью тела, и поэтому Сознание уже навсегда остается в Другой реальности.

 

— И поэтому после смерти мы уже никогда не сможем возвратиться в нашу реальность, как это всегда происходило после пробуждений?

— А что такое «наша» реальность? Мы условились считать Эту реальность «нашей» условно только потому, что дольше в ней бываем, и возвращаемся в нее  после каждого сна на протяжении всей своей жизни. Но, если базироваться на таком основании, то, как мы уже обсуждали, для совсем крошечного младенца как раз Другая реальность будет «своей», потому что он почти постоянно  спит  (кстати, наука не может объяснить зачем груднички  столько спят). Да и для алкоголика «своя» реальность тоже не совпадет с нашей. Потому что он чаще всего пребывает в алкогольном дурмане, а значит на волне, которая весьма далека от  волны трезвых и бодрствующих людей.

 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что смерть – это такое изменение состояния сознания, при котором оно уже не способно функционировать так же, как функционировало при жизни тела. Оно уже не может переходить из Другой реальности в Эту, как делало это после сна. 

Процитирую  слова  архиепископа Луки Войно-Ясенецкого  (Святитель Лука). В своей книге «Дух, душа и тело» он писал:«Жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и прекращается, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление». 

Эта цитата очень точная и, на мой взгляд, многое объясняет.

 

— Все-таки, как же должно быть страшно человеку, который не может проснуться… 

— Когда мы спим, то редко задумываемся о возможности или невозможности проснуться. Тем более, если нам снится замечательный, дивный сон – тогда просыпаться совсем не захочется. Сколько раз мы вставали с раздражением по звуку будильника! Знаете, откуда раздражение? Просто нам было хорошо в той реальности, откуда нас вытащил этот надоедливый будильник! И наоборот —  мы просыпаемся в ужасе, если нам снился кошмар, и думаем: «Как же хорошо, что это был только сон!». Так что пробуждения, как и сны, бывают очень разными.

То же самое касается и нашего окончательного — посмертного перехода в Другую реальность. Лев Толстой писал: «Не оттого люди ужасаются мысли о плотской смерти, что они боятся, чтобы с нею не кончилась их жизнь, но оттого, что плотская смерть явно показывает им необходимость истинной жизни, которой они не имеют».

Все мы не отказались бы вечно пребывать в прекрасной, дивной, замечательной действительности,  но совсем не хотели  бы  находиться  в ужасном сне, без возможности пробуждения.

 

— Очень похоже на библейское описание ада и рая! Так значит можно сказать, что рай и ад – это только различные состояния души? 

Именно этому учит Церковь на протяжении многих веков. Здесь можно провести аналогию со сном, когда сладкие, спокойные, добрые сновидения дают нам состояние блаженства, а кошмары мучают и терзают. Но то, в какое из этих состояний  мы попадем после смерти, зависит только от нас самих!

 

— После Ваших слов мне вспомнилось выражение «уснул вечным сном». Насколько же оно соответствует действительности?

— Для начала нам надо бы разобраться — ГДЕ на самом деле сон. В истории человечества все мировые традиционные религии всегда считали состояние сна (Другую реальность) очень важным и истинным, а явь (Эту реальность) – гораздо менее существенной. И до сих пор все основные религии мира смотрят именно на земную жизнь, как на временный  этап, и считают Эту реальность гораздо менее важной, чем ту, в  которую мы переходим после смерти. Если в Другой реальности нет времени, а есть жизнь Вечная,  то тогда наше временное пребывание  в Этой реальности гораздо логичнее называть сном. Ведь в отличие от вечности оно ограничено от силы всего лишь несколькими десятками лет.

 

— Но, если по сравнению с вечностью наша жизнь похожа на короткий сон, то, вероятно, от того, как мы ее проживем, будет зависеть наше самочувствие и благополучие в Другой реальности?

— Конечно! Вы, наверное, убеждались на собственном опыте, что очень часто во сне мы проживаем то, что нас волнует. Если, например, у нас заболел ребенок, то и сон будет сниться  тревожный, с переживаниями об этом больном ребенке, а если у Вас приближается свадьба, то и сон будет связан с этим радостным событием.  Так бывает очень часто. Сон в таких случаях — продолжение жизни наяву.  Нам снится то, что нас волнует и заботит, или то, что вызывает наиболее сильные чувства и эмоции.

Святой Симеон Новый Богослов писал: «Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями».

Следовательно, сценарии наших снов чаще всего напрямую зависят от реальной жизни. Вывод напрашивается сам: «вечный сон», (который на самом деле является вечной жизнью) точно также напрямую зависит от того, как мы проживем свою временную жизнь в Этой реальности. Ведь в Другую реальность мы переносим с собой все, что накопилось в наших душах.

 

— Кажется, о том же самом говорит и христианство? 

— Да, об этом христианство говорит уже более двух тысяч лет. Как мы эту жизнь проживем, чем свою бессмертную душу обогатим, или чем запачкаем; как поборемся со страстями, не продуктивными желаниями, или как научимся милосердию, любви – все то мы с собой и унесем. Так говорится не только в христианстве, но и в исламе, и, отчасти, в буддизме,  да и в других религиях.

Приведу Вам цитаты из Святого  Евангелия:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». (Матф.6:19-20).

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». (1Иоан.2:15-17). 

И этому же учит Священный Коран в исламе:

«Знайте же, что жизнь мирская – лишь забава, суета да тщета, бахвальство между вами, да страсть в преумножении богатства и детей. Подобно дождю, что поросль взрастит на радость сеятелей (грешных), потом [растения] увянут, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни уготовано тяжкое наказание, [уверовавшим] же – прощение от Аллаха, и благоволение. Ведь жизнь в этом мире – лишь обольщение благами преходящими». (Сура «Аль Хадид», 57:20)

Задумайтесь, для чего нам богатство или слава, если все эти ценности временные и не имеющее никакого значения для жизни вечной? Если всего этого лишишься, как лишаешься всех приснившихся тебе радостей? Чтобы в вечную жизнь потом проснуться с пустой душой эгоиста – потребителя, и горьким, тоскливым  разочарованием?

Церковь всеми своими заповедями с давних времен готовит людские души к новой Реальности. Церковь постоянно призывает своих прихожан заботиться о своей бессмертной душе, а не о временном и преходящем.

Чтобы смерть не стала для нас страшным разочарованием, а стала пробуждением в радость вечной жизни. И чтобы эта жизнь вечная оказалась наградой, а не страданием.  Но, не смотря ни на что, мы не всегда прислушиваемся к мудрому голосу Церкви и продолжаем в своем земном  временном «сне» тратить все свои силы на стяжание  призрачных благ и удовольствий. Эти земные удовольствия через некоторое время  рассеются, как пустые увлекательные сновидения, а в другой мир  переходить будет не с чем. Ведь туда наши души могут взять только духовные ценности и абсолютно ничего не возьмут из материального и чувственного.

 

— В чем же проявится такое «страшное разочарование»? Это будут муки описанного в Библии ада?

— Муки ада – это душевные муки, а не физические. Библейские тексты о материальном аде, являются попыткой описать его при помощи понятных человеку иллюстраций из материальной его жизни. Физическая боль от огня приводится в Библии как метафора, иллюстрирующая душевные муки. Только таким иносказательным способом можно было донести до забывших о существовании бессмертной души людей душевные муки ада нематериального – ада для грешной души. 

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (Святитель Лука) писал: «Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветленный и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с диаволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость которого познает, наконец, и той невыносимой отравой которую таят в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла – сатаной».

Каждый из нас переживал какой-нибудь ужас во сне. Так вот: ад – это кошмарный сон, из которого нельзя проснуться. Это вечная «тьма внешняя» — отдаленность от Бога, от его Любви и Света — один на один со всеми своими грехами и страстями.

Ад — это тьма и ужас без конца.  Вот в такой нескончаемый ужас и можно «проснуться», если не соблюдать заповедей и губить свою душу всеми способами.

 

— Да,  довольно безрадостная картина…. Ужаса без конца и врагу не пожелаешь. Тем более, что от такого кошмара уже не проснешься. Но давайте продолжим наш разговор о снах.  Есть ли какие-то подтверждения того, что Сон – это Другая реальность? И что периодические переходы в эту реальность нам зачем-то необходимы?

— Доказательством существования другой реальности могут быть хотя бы факты вещих снов. Благодаря таким снам были найдены в свое время Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу далеко от дома во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте в последствии был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас этот монастырь находится в  Подмосковье, в районе г. Видное).

В книге Александра Яковлева «Век Филарета» есть повествование о приснившемся Святителю Филарету Московскому незадолго до его смерти вещем сне. Приведу Вам небольшой отрывок из этой книги:

«… Он теперь спокойно думал о своем уходе. Двумя днями ранее, ночью во сне, к Филарету пришел отец. В первый миг, увидев светлую фигуру и ясно различимые черты лица, святитель не узнал его. И вдруг из глубины сердца пришло понимание: это батюшка! Долго ли, скоро ли было посещение, Филарет не мог понять, захваченный необыкновенно умиротворяющим покоем, исходящим от батюшки. «Береги 19-е число»,— только и сказал тот». 

Святитель понял, что отец явился предупредить, что его земной путь завершится 19 числа в ближайшие месяцы… Два месяца по девятнадцатым числам  митрополит Филарет причащался  Святых Тайн и отошел к Богу прямо после причастия 19 ноября 1867 года.

Видения и предсказания в момент «тонкого» (неглубокого) сна были у преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и у многих других святых.

Да и  не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время тяжелой болезни,  хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет тяжелая судьба и казнь через повешение. Именно так все произошло.

В феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

Чем, как не смыканием двух реальностей можно объяснить такие явления?

Но о существовании Другой реальности можно судить и по другим до сих пор не разгаданным наукой явлениям. К ним можно отнести и летаргический сон, о котором, наверное, слышали все. Слово летаргия в переводе с греческого означает забвение и бездействие (греч. «lethe» — забвение и «argia» — бездействие). Теорий о причинах, по которым люди впадают в летаргический сон много, но до сих пор никто не знает точно, из-за чего же человек вдруг засыпает на срок от нескольких дней до нескольких лет. Невозможно и спрогнозировать, когда наступит пробуждение. Внешне состояние летаргии действительно напоминает глубокий сон. Но «спящего» практически невозможно разбудить, он не реагирует на оклики, прикосновения и другие внешние раздражители. Однако отчетливо видно дыхание и легко прощупывается пульс: ровный, ритмичный, порой немного замедленный. Артериальное давление нормальное или несколько пониженное. Цвет кожи обычный, неизмененный.

Только в исключительно редких случаях у уснувших летаргическим сном людей наблюдается резкое снижение артериального давления, пульс едва определяется, дыхание становится поверхностным, а кожа — холодной и бледной.  Можно только гадать о том, что происходит с сознанием уснувшего таким сном человека.

Еще одно явление такого рода – это длительное пребывание во сне новорожденных детей. Малыши после рождения спят почти круглосуточно, а значит длительное время пребывают в Другой реальности. Почему? Зачем им надо с ней связываться? Они же не устали, потому что еще не ходят, не бегают, не играют, а только лежат и сил, практически, не тратят. Что они получают из Другой реальности во время этого сна? Информацию, силы для роста? Ответа у нас опять нет, но вывод, все же, однозначен: это состояние им очень необходимо.

Необходимость периодического пребывания в Другой реальности можно проследить и на примере такого явления, какдепривация сна. Этим термином называют острый недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности во сне. Такое состояние чаще всего возникает от расстройства сна, но также может быть и результатом осознанного выбора человека или последствиями принудительного лишения сна  при пытках и допросах.

Депривация сна может стать причиной многих заболеваний и очень негативно отражается на функционировании головного мозга. Среди многочисленных болезненных последствий для организма недостаток сна может привести к следующим проявлениям: уменьшение способности к концентрации и мышлению, потеря личности и реальности, обморочное состояние, общее замешательство, галлюцинации. Последствия длительного ограничения во сне могут привести даже к смерти.

Из всех этих примеров видно, что смена состояния сознания с переходом его в Другую реальность нам действительно жизненно необходима.  

 

— Так значит и спящие, и умершие люди попадают в одну и ту же реальность? Если это так, то можно, наверное, во сне пообщаться с теми, кто ушел?

— Многие люди хотят во сне повстречаться со своими умершими близкими. Это очень понятное желание: еще раз увидеть и поговорить с любимым человеком. Есть простые сны, реализующие это несбыточное наяву желание на уровне подсознания. Но есть и действительные встречи в Другой реальности, при которых усопший может сообщить спящему что-то важное – это вещие сны, о которых мы уже говорили. В реальности сна возможно общение двух наших миров, и такие явления, как мы говорили сегодня,  нередко случались со Святыми Отцами. Но обычным людям в большинстве случаев такое общение радости не приносит, а наоборот — идет только во вред. Потому что люди, потерявшие близкого человека, хотят, чтобы он приходил к ним во сне снова и снова. И если такое происходит, то они становятся зависимыми от этих встреч во сне, отдаляясь при этом от своей жизни. Им становится легче и радостнее жить в Другой реальности, и они сами не замечают, как рушится вся их жизнь, все их планы и отношения с людьми. Но самое страшное – это то, что в обличии любимого человека во сне к нам могут приходить темные сущности, привлеченные нашей темной энергией отчаяния.

Мой всем совет: никогда не стоит призывать ушедшего любимого человека в свои сны. Бог даст – он приснится сам. Гораздо важнее молитва за упокой его души и пребывание с Богом, а не жизнь в общении с неизвестно какой сущностью, принявшей облик Вашего усопшего.

 

— Но, если люди хотят видеть родного человека во сне, потому что не успели что-то ему при жизни сказать или хотят попросить у него прощения…

— Здесь важно понимать, что усопший уже в Другой реальности, где нет места земным обидам. Поэтому он уже итак наверняка Вас простил. И Вы, конечно же, его должны простить. Для любого православного христианина прощение — это обязанность не только по отношению  к усопшему,  но и ко всем людям вообще. Если Вы идёте на исповедь и хотите, чтоб Бог простил Вам Ваши грехи, то и Вы обязаны простить любого человека. И не обязательно об этом сообщать ему лично. Ведь и с живыми бывает, что человек уезжает неизвестно куда, не оставляя ни телефона, ни адреса. Мы не знаем где он, но ведь не носимся в отчаянных поисках по всему белому свету только для того, чтобы попросить у него прощения или сказать что-то недосказанное…  Точно также и с усопшими – совсем не обязательно и даже вредно тревожить их души, призывая присниться, чтобы что-то им напоследок сказать.

 

— Значит нельзя заниматься и практиками, связанными со сном? Чем это грозит? 

— Сейчас эта тема в моде. Хотя всегда были и будут оккультисты, которые практикуют опыты по выходам из тела. Этому действительно можно научиться. Но только ради чего? Помните: сон — это ворота в Другой мир, Другую реальность.  Даже в нашем мире существует опасность нежеланных встреч: можно выйти из дома  и встретить добрых друзей, а можно ведь и напороться на злых и опасных бандитов. Мы не отпускаем трёхлетних детишек, которые не только беспомощны, но и не умеют отличать хорошего дядю — от дяди плохого, одних на улицу. Потому что знаем о вероятности того, что с ним может случиться что-нибудь страшное. Хотя сам  малыш может наивно верить, что каждый прохожий добрый и хороший.

Просчитывать вероятность нежелательной и опасной ситуации логично для всякого взрослого и психически адекватного  человека. Но это мы только в физическом плане можем быть взрослыми и разумными, а в плане духовном – мы все на уровне трехлетних малышей. Вот такие любопытные «детки» стремятся выйти в неизведанный и опасный духовный Другой мир, чтобы со всеми там познакомиться и пообщаться. А ведь это может очень плохо кончиться.

Всем известно, что в истории были Святые Отцы, которые могли без опасений выходить в Другой мир. Но только в отличие от многих в этом плане обычных людей они были намного более зрелыми духовно – они были Там «взрослыми». Поэтому и  обладали даром рассуждения о том, в какой мир они попали и с кем в нем можно общаться, а с кем нельзя.

Остальные же наивные «исследователи», которые всему этому учатся или  вызывают для бесед духов, подобны малолеткам, открывающим всем окна-двери нараспашку. Потом, естественно, во все эти «окна-двери» вламываются разные мерзкие сущности и начинают хозяйствовать по полной программе. И не зря Церковь всегда призывала и призывает: не занимайтесь практиками общения с потусторонними силами! Не рвитесь «погулять» в Другой мир, где, как и здесь, кроме добра существует и зло. Духовно  незрелые люди не в состоянии отличить одно от другого. Вас могут обмануть: дать привлекательную «конфетку», за которую позже придется заплатить  самым бесценным — душой.  Могут, как ребенка, увести безвозвратно, или просто даже напугать так, что потом всю жизнь будете просто бояться засыпать, а не то, что по другой реальности « прогуливаться».

Так что не доверяйте людям, предлагающим Вам овладеть какой-нибудь практикой связи с потусторонним миром, будьте разумны – такие «развлечения» совсем небезопасны.

 

— Я слышала, что в монастырях проводятся специальные молитвенные службы, которые называются «полуночница». Почему именно ночью? Может быть, потому что ночная молитва действеннее? Ведь говорят же, что в состоянии полудремы, когда человек уже почти засыпает, он более тонко чувствует мир, и что в такие минуты к нему могут приходить откровения. Это так?

— Да, именно так считают все основные религии мира. Насчет откровений мы с вами уже говорили, когда я приводил примеры с вещими снами. Большинство вещих снов человек видит именно в те моменты, когда он находится в состоянии полусна и уже приближается своим сознанием к Другой реальности. Что касается ночных молитв, то могу сказать, что многие Отцы Церкви называли ночную молитву наиболее сильной, и говорили о ней, как о «ночном предстоянии Богу».

Преподобный Исаак Сирин так писал о ночной молитве: «Ночью ум в краткое время воспаряет как бы на крыльях и возносится до услаждения Богом, скоро приидет в славу Его и по своей удобоподвижности и легкости плавает в ведении, превышающем человеческую мысль… Духовный свет от ночной молитвы порождает радость в течение дня».

В исламе, так же как и в православии, ночным молитвам уделяется особое внимание. В месяц поста верующие совершают дополнительную молитву ночью. А в обычное время, помимо обязательной ночной молитвы, которая совершается перед сном, существует дополнительная молитва Тахаджуд, которую рекомендуется совершать в последней трети ночи. То есть, человек должен поспать какое-то время, и только после этого встать, чтобы пообщаться с Всевышним. В достоверном предании написано по этому поводу: «Каждую ночь опускается Господь на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?».

Возможно, особая сила этих ночных молитв связана как раз с тем, что человек совершает их в состоянии, когда ум практически отключен, и перед ним открываются ворота в иной мир. Во время ночных молитв человек общается с Богом на более глубоком, бессознательном уровне.

 

— Выходит, что молитва тоже сближает нас с Другой реальностью?

— Правильно, и это даже доказывается результатами некоторых новейших исследований мозга.

Не так давно группа ученых Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева поставила эксперимент по влиянию молитвы на биотоки мозга. Для этого были приглашены верующие различных концессий. Их попросили усердно молиться и во время молитв снимали с них электроэнцефалограмму. Руководитель лаборатории нейро — и психофизиологии этого института профессор Валерий Слезин говорит о молитвенном состоянии, как о новой фазе работающего мозга. «В этом состоянии мозг фактически выключается, « прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела», — утверждает он. 

Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил:

«Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы… Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».

Помните, в начале нашей беседы я говорил о младенцах, которые после рождения большую часть времени проводят во сне – в Другой реальности? Выходит, что к Богу ближе всего маленькие дети и молящиеся люди.

 

— Скажите, а можно ли верить снам? Что говорит о снах Церковь? Ведь бывают же вещие сны, как их отличить от обычных?

— Святые отцы рекомендуют к этому делу подходить с рассуждением. Надо понимать, какой сон принять, а какой не принять.

Сам Бог увещевает людей чрез Моисея «не гадать по снам» (Лев. 19, 26): «Безрассудные люди, — говорит Сирах, — обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» (34, 1-3).

В Священном Писании о них сказано, что: «…сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2) и что: «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это то, что относится к обычным сновидениям.

Но в Писании также встречаются и поучения о том, что Бог иногда вещает человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Святитель Феофан Затворник пишет:  «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы».

 

— Сон, смерть, молитва…. как все это взаимосвязано!

— Да такая связь есть, в этом мы уже убедились на множестве приведенных здесь примеров.

Интересно еще и то, что в исламе сон называют маленькой смертью. Пророк Мухаммад так приветствовал своих сподвижников, пробудившихся утром ото сна: «Воистину, Всевышний забрал души ваши, когда пожелал, и вернул их – когда пожелал».

Согласитесь, что такое религиозное суждение находится в тесном соседстве с понятием сна, как кратковременного пребывания души в Другой реальности.

Как видите, основные традиционные религии с древних времен были ближе к пониманию природы смерти и основ мироздания, чем весь современный научный мир. Мало того, что большинство людей остаются в этом вопросе невежами всю свою жизнь и умирают в полном неведении о том, что их ждет после смерти, так еще и средства массовой информации вносят свою лепту – «нагоняют тумана» ложной информацией.

Хорошо высказался по этому поводу известнейший психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенствования врачей Т. И. Ахмедов: «Средства массовой информации вместо того, чтобы использовать свой колоссальный образовательный потенциал для распространения полезной информации о смерти и умирании, способствуют распространению неверных представлений об этих явлениях…».

 

— Так что же такое смерть? Куда уходят умершие люди?

— Давайте теперь подведем итог всему вышесказанному. Мы с вами уже выяснили, что в течении нашей жизни мы находимся попеременно в двух параллельных реальностях: в Этой и в Другой. Сон – это особое состояние нашего сознания, на время переносящее нас в Другую реальность. Пробудившись ото сна, мы каждый раз возвращаемся в Эту реальность. И лишь после смерти мы переходим в Другую реальность навсегда.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о смерти: «Смерть — великое таинство, рождение человека из земной жизни в вечность».

К такому мнению, как я уже говорил выше, пришли уже и очень многие ученые. Но если рассматривать вопрос гораздо глубже, чем это делает наука, и руководствоваться Библией, постигая тайны мироздания, то о жизни и смерти можно сказать следующее:  наша жизнь в теле подобна короткому, – в лучшем случае, длительностью в несколько десятилетий – сну. Но, кроме тела все мы имеем дарованную нам Богом бессмертную душу. Так вот, с точки зрения православия, для тела смерть – это «вечный сон», а для души – пробуждение в  ином мире (в Другой реальности). Поэтому умершего человека и называютусопшим, что тело его уснуло, т.е. упокоилось, перестав функционировать без покинувшей его души.

Здесь надо сказать, что понятие «вечного сна» несколько метафорично, потому что сон тела продлиться лишь до Страшного Суда, когда люди воскреснут для вечной жизни. Душа после смерти пребывает или с Богом, или без Бога – это зависит от того, как человек прожил свою жизнь и чем свою душу сумел обогатить: добром и светом или грехами и тьмой. В этом плане для души умершего большое значение имеют молитвы. Для умершего в грехах и далекого от Бога человека часто можно вымолить прощение, если молиться за него с любящим сердцем, потому что Бог есть Любовь.

Смерть – это не «ничто» — не пустота и забвение, а только переход в Другую  реальность и пробуждение бессмертной души в вечную жизнь. Явление смерти нужно воспринимать лишь как завершение телесной жизни  и, одновременно, как начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела.

Как сказано в Священном Писании:  «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». (Еккл. 12,7)

© Memoriam.ru