11 июня 2016

Онкобольных убивают журналисты

«Очередная сенсация создана журналистами. СМИ в погоне за тиражами и рейтингами», – считает руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский

Когда человек попадает в кризисную ситуацию, любое неосторожное слово может привести к трагедии, особенно внимательными должны быть журналисты, они должны помнить о том, что словом можно убить. Об этом напоминает руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.

 

– Я считаю, что в данном случае очередная сенсация создана журналистами. СМИ в погоне за тиражами и рейтингами. Они выхватили из новостного потока сведения о самоубийствах людей с онкологическими диагнозами и немедленно выдали информацию «на гора».

Факты должны даваться на фоне статистики, говорить об «эпидемии» суицидов среди какой-то группы населения на основании отдельных случаев – как минимум некорректно. Ситуацию с суицидами в России нельзя назвать хорошей, но она не является критической. Возможно многим это покажется странным, но критической ее делают журналисты, публикуя информацию об отдельных суицидах и рассуждения о причинах этих трагедий.

Человек – существо подражательное, и копируем мы, к сожалению, не только хорошее. В случае с суицидом вступает в действие так называемый эффект Вертера, когда информация о случаях самоубийства в СМИ приводит к индуцированной волне последующих самоубийств у тех, кто эту информацию воспринял.

Одним из первых случаев в истории СМИ стало самоубийство звезды Голливуда Рудольфо Валентино. Эта смерть стала для газетчиков сенсацией, способом заработать, они буквально смаковали подробности. Именно после этих публикаций по Америке прокатилась небывалая волна подражательных суицидов, преимущественно женских. Об эффекте Вертера существуют десятки научных работ, монографии, исследований. К сожалению, многие журналисты не хотят об этом знать, что приводит к самоубийствам тех людей, которые могли бы жить.

С подражательными самоубийствами боролись во все времена. Самоубийц, например, хоронили за кладбищенской оградой, были времена, когда тело самоубийцы привязывали к лошади и таскали за ноги по всему городу. Это все были меры по предотвращению подражательных суицидов. В наше время такое невозможно, но вот меры контроля над СМИ в этой сфере, а также этический подход журналистов к этому могли бы решить во многом этот вопрос.

Что касается самого факта этих самоубийств, интерпретации причин, то давайте разберемся:

Во-первых, среди суицидентов до 35% душевнобольных людей. Сейчас весна, время обострения психических заболеваний. Так что об этой причине неплохо помнить и не спекулировать дилетантскими рассуждениями о причине.

Второе. Для того, чтобы выяснить причины самоубийства человека, специалисты проводят расследование, изучают все обстоятельства его жизни и смерти не меньше месяца. И до завершения следственных действий никто не может говорить о причине суицида. А журналистам все ясно на следующий день!

Такие публикации очень опасны. Вчера на одном из интернет-ресурсов я прочитал описание способов, с помощью которых эти люди покончили с собой. Журналистам стоило бы знать, что публикуя такие материалы, они нарушают закон, их действия попадают под приказ Роскомнадзора и могут быть квалифицированы как призыв к суициду. Многие из этих людей читают СМИ, об этом журналистам было бы неплохо помнить, подливать масло в огонь совершенно недопустимо.

Третье. Я не понимаю, почему были вырваны именно эти случаи за именно это время. Кстати, еще большой вопрос, были ли именно эти случаи на самом деле. Привлечение внимание к отдельным, произвольно взятым суицидам никакой пользы никогда не принесет.

Чтобы уменьшить суициды по стране был создан сайт pobedish.ru, который за несколько лет работы помог тысячам отчаявшихся людей. Очень рекомендую давать этот адрес портала тем людям, которые задумываются об этом. Это не трудно, но эффективно. И это сможет сделать каждый.

 

27.03.2014

Алиса Орлова

© miloserdie.ru