29 августа 2018

Барби: Игрушка, погубившая миллионы женщин

9 марта 1959 года в Нью-Йорке впервые была представлена кукла Барби, ставшая эталоном красоты для девочек по всему миру. И если первые Барби закрепляли идеал неестественно худой и высокой женщины, то какие эстетические образцы несут сегодняшние куклы-монстры, куклы-зомби, куклы-трансгендеры?

Создательницей первой Барби была Рут Хэндлер, сооснователь компании по производству игрушек Mattel. До появления Барби куклы делали в основном в виде детей-пупсов. Но Рут решила, что девочкам не хватает «игры во взрослую жизнь», и, вдохновившись героиней комиксов для взрослых Бильд Лилли, вместе с инженером Джеком Райаном разработала дизайн куклы со взрослыми пропорциями.

Сначала кукла-женщина была воспринята с недоверием, однако в скором времени стала в Америке очень популярной. У первых Барби были подчеркнуто взрослые черты лица и броский макияж, позже делались попытки их «омолодить» – сделать более похожими на подростков.

Далее у Барби стали появляться «сестры», «подруги», «бойфренд» по имени Кен. Кукол стали делать похожими на реальных людей – моделей и актеров.

Куклы барби разных лет. Фото: www.globallookpress.com

Начиная с 1960 года создатели Барби стали придумывать для них различные «профессии», значительно расширяя производство сопутствующих товаров – одежды, мебели и т. д. Про Барби стали снимать мультфильмы, писать книги, издавать журналы. С конца 1980-х стали появляться коллекционные Барби, одежду для которых разрабатывали известные дизайнеры – такие куклы стоили очень дорого.

На протяжении нескольких десятков лет Барби была самой продаваемой игрушкой в мире. Нетрудно представить, какие заоблачные суммы приносила она компании Mattel. И только последние 10 лет продажи стали снижаться.

А три года назад на ярмарке игрушек в Нью-Йорке была представлена «Hello Barbie» – кукла, оснащенная микрофоном, динамиком, небольшим встроенным компьютером и Wi-Fi модулем для передачи данных. Эта «умная» Барби может разговаривать с ребенком, записывая его ответы и направляя их в базу данных ToyTalk (компании-разработчика). Записи разговоров анализируются, и на их основании генерируются ответы куклы, подходящие для конкретного ребенка.

Конечно же, появление такой Барби вызвало много шума и беспокойства, ведь игрушка стала готовым инструментом шпионажа и сбора данных о населении. Кроме того, «понимающая» кукольная «подружка» может быть удобным средством для воспитания ребенка в «нужном» ключе, формирования у него определенных взглядов, идей, мировоззрения. Пока «Hello Barbie» вызывает в основном возмущение и тревогу, но ведь и самую первую Барби встречали с недоверием…

Барби убивает

В адрес Барби сегодня можно услышать много критики. Одно из обвинений заключается в том, что эта кукла навязывает детям потребительские стереотипы поведения. Так, выпущенная в 1990-х «говорящая» Барби произносила фразы вроде «Я люблю шоппинг» или «Давай устроим вечеринку».

Об этом же в интервью «Царьграду» рассказал кризисный психолог Михаил Хасьминский:

«Кукла – это игровой образ ребенка, то есть прообраз его будущего поведения. И когда традиционные куклы начинают подменяться какими-то суррогатами, в которых акцент делается на фигуре, на том, где кукла живет, что она носит… это формирует еще и потребительство».

Кроме того, неоднократно отмечалось, что пропорции Барби неестественны для человека. Миллионы девочек, пытаясь стать похожими на куклу, доводили себя до анорексии. Появилось даже такое понятие, как «синдром Барби» – навязчивое желание придать телу формы этой куклы. В ход идут не только суровые диеты, но и многочисленные пластические операции. Но только иногда они оканчиваются «удачно» – девушки-барби остаются по крайней мере живыми, как, например, одесситка Валерия Лукьянова. 32-летняя модель весит 42 кг, по ее словам – занимается праноедением (питается солнечной энергией) и… ведет довольно странные рассуждения в своем Instagram о том, что работала в Аненербе:

Но иногда судьбы жертв синдрома Барби складываются печально. Причем не только у женщин. Так, бразилец Кенсо Сантибаньес, сделавший множество пластических операций и известный как «живой Кен», скончался в возрасте 20 лет от рака крови. Уже прикованный к больничной койке юноша признавался, что если выживет, больше никогда не будет прибегать к пластической хирургии.

 

Пластмассовый мир победил

Сейчас кукольная индустрия семимильными шагами движется в сторону еще более странных образцов для подражания, с которыми анорексичная Барби и рядом не стоит. Так, большую популярность обрели коллекции «Monster High» – кукол с синей, фиолетовой, белой «кожей», напоминающих вампиров или мертвецов. Создатели этих кукол вдохновлялись фильмами ужасов, и их прообразами сделали Франкенштейна, Дракулу, Медузу Горгону, оборотней, зомби и т. п. К слову, владельцем бренда «Monster High» является та же компания Mattel, производящая Барби.

«Мы говорим детям о ценности жизни, о том, что они должны правильно воспринимать мир, а не совершать какие-то антиобщественные поступки. Но сами, например, продаем кукол, таких как Monster High. Это вообще демонические фигуры… Больше того, там есть специальные одежды, гробики продают к этим «монстр хаям» и так далее. Кстати говоря, есть сведения по поводу того, что очень часто те дети, которые играли в эти «монстр хай», высказывали антивитальные мысли», – отметил психолог Михаил Хасьминский.

И это неудивительно – если образцом для подражания у ребенка является труп, то и мысли его будут посещать соответствующие.

Сами Барби тоже не стоят на месте. Выше мы уже упоминали о кукле-шпионе «Hello Barbie» – порождении глобального информационного общества. Но и другие «чудеса прогресса» не прошли мимо. Так, в конце прошлого года на официальном аккаунте Барби в Instagram появилась фотография двух кукол, держащихся за руки, в футболках с надписью «Любовь побеждает».

Отмечалось, что это был жест в поддержку ЛГБТ-сообщества. И, судя по тому, что одна из «подружек» — азиатской внешности, то это выглядит явным реверансом в сторону мультикультурализма.

И это не первый раз, когда компании-производители кукол пропагандируют ЛГБТ. Так, год назад была выпущена первая в мире кукла-трансгендер, прообразом которой стал(о) Джаз Дженнингс – американский мальчик, который уже в 2 года (!) «понял», что он — девочка. Причем трансгендерная игрушка позиционируется как детская.

Все ли так печально в современной кукольной индустрии?

Слава Богу, нет. Наряду с монстрами и трансгендерами в ней есть место и для нормальных добрых игрушек. Так, довольно популярна сейчас Тильда – текстильная кукла, созданная норвежским дизайнером Тоне Финнангер. Ее самые узнаваемые черты – глаза в виде маленьких точек, румяные щечки и довольно пышные формы. Кукла задумывалась как интерьерная, и потому будто воплощает в себе домашний уют.

Кроме того, в России сейчас пытаются возродить традиционную русскую куклу. О некоторых ее особенностях «Царьграду» рассказала Анна Дмитриева – главный художник фабрики «Художественные изделия и игрушки» в Сергиевом Посаде:

«Правильная русская кукла не должна быть худенькой, хоть и все люди разные. Ведь русский народный костюм предполагает, что девушка должна быть крепкой».

По словам мастера, их куклы выпускаются в традиционных русских костюмах – рязанских, воронежских, московских, тульских, сделанных по музейным образцам. У них широкие лица, и они часто изображаются в виде детей.

И как раз такие игрушки могут быть очень полезны. Помимо прочего, тем, что производители не пишут для них подробных кукольных биографий – в отличие от Барби. Ребенок сам придумывает своей кукле имя, «знакомит» ее со своими плюшевыми зайцами, солдатиками и драконами, строит ей домик из кубиков, шьет одежду, а не требует от родителей покупки многочисленных сопутствующих аксессуаров. Ведь чем проще игрушка – тем богаче детская фантазия. И вместо агрессивного пластмассового фетиша у ребенка появляется добрый друг.

 

Автор Петрова Александра

Царьград ТВ