12 июня 2016

Воцерковленность — лучшая защита от кризиса

В октябре 2006 года при храме Воскресения Христова на Семеновской по благословению Святейшего Патриарха Алексия II открылся Кризисный центр. О его работе корреспонденту сайта «Милосердие.ru» рассказал психолог Центра Михаил ХАСЬМИНСКИЙ.

 

— Михаил Игоревич, Центр создан для оказания помощи пострадавшим в катастрофах?

— Сразу уточню: у нас нет возможностей для оказания организованной помощи при масштабной катастрофе – такой, например, как Беслан. Пока нас в Центре только трое специалистов: Инна Алексеевна Мирзоева — клинический психолог, долго проработавшая в Институте клинической онкологии Онкологического Центра РАМН, Светлана Азарьевна Швецова — детский психолог-консультант, старший преподаватель факультета психологии РПУ и я. Мы помогаем взрослым и, что очень важно, детям в тяжелых (кризисных) жизненных ситуациях, в первую очередь людям с тяжелыми соматическими заболеваниями (прежде всего онкологическими – двое из нас работали раньше с онкологическими больными: я — в детском хосписе, а Инна Алексеевна, как я уже сказал — в Онкологическом центре). Также мы помогаем людям, пережившим смерть близких, теракты, катастрофы, жертвам или свидетелям насильственных преступлений (разбоев, изнасилований), служившим в горячих точках, вынужденным мигрантам. Пока проводим только индивидуальные консультации, но в скором времени по благословению архимандрита Августина, настоятеля храма и духовника центра, планируем проведение групповой терапии. Первая группа создается из наших пациентов, переживающих смерть близкого человека.
В работе центра участвуют все священники храма Воскресения Христова. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с отцом Андреем Лоргусом, деканом психологического факультета Российского православного университета, многими другими психологами и врачами.

— Как осуществляется взаимодействие между психологами и священниками?
— В помощи кризисным больным огромную роль играет комплексность в лечении, но решающее значение имеет духовное переосмысление. Многие в кризисной ситуации понимают, что случившееся есть следствие их духовного состояния, но сами по разным причинам часто не решаются пойти в храм. Исходя из этого, мы некоторым пациентам предлагаем встретиться с понимающими, образованными священниками, которые всегда рады уделить им время для беседы. Люди сразу ощущают необходимую поддержку и заботу, и это способствует их духовному и физическому выздоровлению. Психологи Центра и священники храма действуют как единая слаженная команда, помогающая людям обрести Бога и здоровье.

— Какие методы вы используете в работе?
— Большой ряд традиционных техник и собственных авторских методов, широко применяем различные виды арт-терапии, для детей — сказкотерапию. Не используем и, более того, считаем вредным использование для наших больных таких методов, как психоанализ, гипноз, НЛП. Кроме этого, часто мы рекомендуем пациентам просматривать специально подобранные видеофильмы, прослушивать аудиозаписи, в том числе Жития святых.

— Помогаете ли вы выйти из депрессии?
— Депрессия бывает разной. Если депрессия эндогенная, то есть обусловленная внутренними органическими процессами, человеку нужна помощь не психолога, а психиатра. Но есть и экзогенная депрессия — она возникает из-за внешних по отношению к головному мозгу причин, при тяжелых соматических, инфекционных или эндокринных заболеваниях. Причины такой депрессии — ограничения, накладываемые болезнью (малая подвижность, нахождение в больнице), отсутствие мотивации к лечению, непонимание смысла страданий от болезни. Часто депрессию вызывают события в жизни человека, которые он не может изменить, не может внутренне переработать, то есть ситуация кажется ему безвыходной, тогда и развивается депрессия. Очень часто депрессивное состояние возникает из-за отсутствия ясной цели. В таких случаях мы и проводим психологическую работу с пациентом, после чего очень часто депрессия отступает, а вместе с ней и такие ее «спутники», как нарушение сна, страхи, тревога и даже болевой синдром. Наша задача – помочь человеку найти цель, увидеть смысл в жизни. Нормализация психологического состояния часто приводит даже к уменьшению болевого синдрома у больных тяжелыми заболеваниями, и в частности — у онкологических больных.

— Что такое болевой синдром?
— Это сочетание признаков и симптомов болезни, обусловленных болью. Научно давно доказано, что в том, насколько и как человек ощущает боль, очень важную, а иногда и решающую роль играет его психологическое состояние. Более того, всем это известно, все знают массу подтверждающих эту зависимость случаев. Простой пример: солдат, получивший действительно тяжелое ранение, может до окончания боя вообще не почувствовать боли – ему не до этого, он в экстремальной ситуации (таких случаев во время войны описано множество). А в кровати или дома, в спокойной обстановке, да если еще человек находится в подавленном, депрессивном состоянии, многие могут так зациклиться на незначительной боли, что она кажется невыносимой. И при этом человек действительно боль так и ощущает, и страдания его не надуманы! Если с помощью психолога он выйдет из состояния подавленности, это положительно повлияет и на чувство переживания боли, в значительной мере реально уменьшит болевой синдром.

— А как вы помогаете людям, пережившим утрату?
— Мы каждому помогаем индивидуально. Невозможно дать готовый рецепт, можно только рассказать о конкретных случаях. Однажды пришел человек, у которого умер ребенок. Он был в глубоком отчаянии. У него умер сын, а в Бога, и, соответственно, в загробную жизнь он не верил. Конечно, он страдал от бессмысленности всего происходящего. Я спросил, ходит ли он на кладбище. Он даже удивился такому вопросу, сказал, что, естественно, ходит. Я говорю: зачем, если нет Бога, нет души, нет загробной жизни, зачем тогда ходить на кладбище? И он задумался. Многих людей такие примеры убеждают. А с некоторыми в процессе диалога выходили на обсуждение астрофизики, молекулярной биологии, теории относительности, квантовой механики, физиологии. На понятном больному, конечно, уровне, метафорически. Мало кто из неспециалистов задумывается о грандиозности макро- и микромира. А в этой упорядоченности открывается человеку гармония, созданная Творцом. Этим и объясняется огромное количество верующих среди ученых с мировым именем. Кроме того, через науку некоторым проще объяснить многие религиозные истины. Например, спрашивал я: что ж, получается, нет ультрафиолетовых и инфракрасных излучений? Есть. А вы их не видите. Так и с душой – просто вы в человеке, как и в окружающем мире, видите не весь спектр, но при этом он же существует! И такие метафорические примеры тоже бывают очень эффективными. Кстати, пользуются большой популярностью у наших больных книги Ю.Н. Вознесенской. Очень многим они помогли найти смысл, посмотреть на собственные страдания по-другому, многие после ее книг пришли к вере.
В любом горе наиболее важно переосмысление происходящего, понимание смысла этого горя. По возможности мы помогаем духовно переосмыслить жизнь. Без этого, я убежден, из кризисной ситуации победителем не выйти.

— Но насильно никого нельзя заставить переосмысливать, тем более воцерковляться. Допустим, обращается к вам человек, переживший горе или неизлечимо больной, просит морально поддержать, но ничего не хочет слышать о Боге, о вечной жизни?
— Тогда оказываем чисто психологическую помощь, помогаем снять симптомы. Но, честно вам скажу, таких людей мало. Статистику мы не ведем, но, думаю, не больше десяти процентов (я говорю об обращающихся к нам). При этом приходят к нам, как правило, люди невоцерковленные. Воцерковленному может помочь преодолеть кризис опытный духовник, если ему и нужна помощь психолога, то исключительно для снятия симптомов, например, бессонницы. А вот люди малоцерковные в кризисной ситуации становятся очень уязвимыми. Ведь что такое кризисная ситуация? Это когда старые стереотипы и адаптивные возможности не работают, а новые еще не появились. Если человек справляется с кризисом, то становится устойчивей, выходит на другой уровень понимания. Если же не справляется, то, к сожалению, часто это приводит к алкоголизации, наркотизации, усилению других зависимостей, депрессии, психосоматическим и психическим заболеваниям, суицидам. Очень часто кризисное состояние наступает, когда человек сталкивается с проблемой смерти. Потому что смерти боятся все. И на самом деле только на этом поле возможна эффективная психологическая помощь. Простое утешение, выслушивание, суррогаты вроде тех, что изобретали коммунисты (Ленин жив, дело его живет) или поклонники «общечеловеческих» ценностей, не проходят или действуют недолго. Слишком все это фальшиво. В психологии, на мой взгляд, этот фактор влияния на психику проблемы смерти недооценивается, хотя известно, что тот же Фрейд панически боялся смерти. А надо не бояться, а хотя бы говорить о своем страхе. Начало диалога – первый, пусть неосознанный шаг к преодолению страха смерти. Тысячи лет перед людьми вставала проблема смерти. Миллионы мудрейших людей думали над ней. Безусловно, христианство дает наиболее полный ответ для разрешения этой проблемы. Нам надо просто вникнуть в этот ответ, постараться его понять. Ни в коем случае не надо проводить масштабную катехизацию (да мы и не можем — у нас для этого нет ни знаний, ни опыта), но честно и открыто говорить с человеком на неудобную, болезненную тему можно и нужно. Опыт показывает, что большинство онкологических больных и людей, находящихся в кризисе, открыты для разговоров о вере. Иногда достаточно бывает деликатно подвести человека к вопросу, почему ему попущена болезнь, и постепенно развернуть эту тему. А ответы на эти вопросы есть и в святоотеческой, и в религиозно-философской литературе. Святые отцы писали, что болезнь – посещение человека Богом. Простые слова, но часто буквально спасают психику (разумеется, если больной готов их понять и принять). А духовное и психологическое состояние онкологического больного чрезвычайного важно, от него во многом зависит течение болезни, а главное — качество жизни больного.

— С какими психологическими проблемами у онкологических больных вы встречаетесь чаще всего?
—У каждого больного проблемы индивидуальны. Основными проблемами я бы назвал страхи, тревогу, нарушения сна. Важной проблемой является отсутствие мотивации к лечению. Больные просто не хотят лечиться. Они не верят в успех лечения (даже когда оно проходит эффективно), устают от огромного количества курсов лучевой и химиотерапии, страдают от массы ограничений и побочных эффектов, связанных с противоопухолевым лечением. Зачастую они лечатся не для себя, а чтобы родные не расстраивались. Соответственно, эффективность лечения значительно снижается. Поднять мотивацию к лечению, настроить больных на дальнейшую борьбу, снять сопутствующие болезни психологические проблемы и этим улучшить качество жизни – наша задача.
Хочется сказать и еще об одной часто встречающейся проблеме. Очень многие онкологические больные и их родственники ищут альтернативные методы лечения, но, к сожалению, плохо разбираясь в медицине, часто попадают в руки различных шарлатанов, которые просто используют больных для наживы, не принося никакой пользы, а чаще нанося вред. Например, в онкоцентре мы провели анонимное исследование и выяснили, что 80 % пациентов прибегали к различным суррогатам: обращались к целителям, колдунам, становились членами сект, читали парапсихологические и оккультные книги. Встречались и совершенно ужасные случаи – начитавшись «народных» рецептов, люди принимали токсические яды аконита во время планового курса химиотерапии! Естественно, лечащему врачу об этом не говорили. Перекрестная токсичность – о последствиях даже говорить страшно. И не только в онкоцентре – в горе ли человек, в болезни, а всевозможные торговцы суррогатом, колдуны, сектанты тут как тут. Это не вина, а беда людей, не получивших (как и большинство из нас) даже азов медицинских и религиозных знаний, и неудивительно, что в критические моменты они, если им не подсказать, попадаются на удочку этих псевдопомощников. Мы по возможности предостерегаем больных от таких контактов, объясняем.

— Значит, по мере сил вы стараетесь привести человека к Богу?
— Мы стараемся помочь людям выйти из кризисной ситуации. И в первую очередь оказываем им психологическую помощь, ни в коем случае никому ничего не навязываем и тем более не подменяем собой священника. Но эффективно решить проблему можно только при комплексном подходе: соматическом, психологическом и духовном. Вы правы, насильно никого нельзя заставить задуматься о смысле жизни, пойти в храм. Не захочет человек решать проблему комплексно — мы все равно постараемся ему помочь, но эффект будет… Нормализуется у него сон, уйдут страхи, но на время – потом все равно и страх, и бессонница вернутся. Потому что у покосившегося, находящегося в аварийном состоянии здания просто провели косметический ремонт. Фундамент, несущие конструкции остались прежние. На время поможет, но проблема остается.
В идеале наша задача – подготовить человека к приходу в храм, оказать ему психологическую поддержку, помочь в решении каких то симптоматических проблем. Но по главным вопросам он будет советоваться с духовником. Аналогичный пример – сел корабль на мель, потому что не было лоцмана. Подошел буксир, стащил корабль с мели, на вертолете или катере прислали лоцмана, и дальше корабль идет сам. Вот и мы – такой же буксир.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ

11.01.2007

© miloserdie.ru