Психология для будущих священников: зачем и как преподавать?
Нужно ли священнику изучение науки психологии и какие знания по практической психологии включать в программу подготовки будущих священнослужителей, обсудили опытные пастыри и психологи — преподаватели духовных семинарий 22 января в рамках Рождественских образовательных чтений на секции «Пастырская психология: подготовка будущих священнослужителей».
Возглавил секцию Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, глава Приамурской митрополии, ректор Хабаровской Духовной семинарии, кандидат психологических наук. Он представил слушателям доклад на тему «Модель акмеологического развития пастыря» и отметил, что сегодня, в отличии от дореволюционного времени, не существует системы подготовки, воспитания священнослужителей:
– Мы столкнулись с отсутствием национальной идеи, основных нравственных, духовных ценностей, в соответствии с которыми мы должны готовить подрастающее поколение.
Стремясь разработать модель, которая включала бы образ идеального пастыря, этапы его развития, а самое главное факторы, которые этому развитию способствуют, я остановился на психологической науке акмеологии, которая изучает человека на вершине его развития.
Я использовал учение четырёх пасторологов: митрополита Антония (Храповицкого), епископа Вениамина (Милова), протоиерея Григория Шавельского и митрополита Антония Сурожского.
Чем занимается пастырь? Главным направлением профессиональной деятельности священнослужителя является пастырство или душепопечительство.
Пастырство:
влияет на все стороны деятельности священника, на большинство из них — определяющим образом; наиболее близко к психолого-акмеологическому осмыслению и анализу; наиболее освящено в Библии, святоотеческой и пасторологической литературе; будучи явлением по преимуществу сакральным, мистическим, оно все же имеет и психологическую составляющую.
В пастырском богословии и аскетике описываются шесть последовательных стабильных периодов и три переходных стадии, связанных с появлением новых духовно-психологических качеств под воздействием Божьей благодати. Можно рассмотреть пять этапов пастырского восхождения:
Первый (Сон) характеризует нецерковного человека. В христианском понимании духовная жизнь всегда связана с личностным, осознанным взаимоотношением человека и Бога. Состояние, когда такое взаимоотношение отсутствует, или, точнее, человеком не осознается, называется сном. Признаками сна являются отсутствие: желания жить по воле Божией, стремления к благочестию или евангельской добродетели, внутреннего отвращения ко всему греховному. В состоянии сна находятся ум, чувства и воля.
Второй (Воцерковление) – вхождение в Церковь. Начало внутренней духовной жизни человека, куда последовательно включаются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы. Главным признаком этого периода является желание жить и действовать в соответствии с заповедями Христа, отвергать все противоположное. Здесь полностью исключен элемент посредничества, сострадательная любовь и самоотречение присутствуют в зачаточном состоянии.
Третий (Подготовка) начинается тогда, когда уже воцерковленный человек ощутил призвание к пастырству. Одной из целей в это время должно стать формирование у ставленника внутреннего настроения, где содержались бы и посредничество, и самоотверженная любовь, и самоотречение. В малой степени они могут быть развиты на этапе подготовки. Во всей полноте — при содействии благодати священства.
Четвертый (священство). В таинстве хиротонии зачатки пастырского настроения, которые приобретены ставленником в период подготовки, восполняются до необходимой меры.
Пятый (состояние акме) характеризуется следующими акмическими свойствами пастыря: а) по отношению к пастве: икономия в Церкви, огненность, действенность пастырской любви, пастырское смирение и самоотречение, как следствие любви, принятие пастырем на себя «зрака пасомого», чувство добросовестности; б) по отношению к Богу: близость пастыря ко Христу, стояние перед судом Божиим в пастырском самосознании, утончение совести, смиренно-возвышенное настроение, радость единения со Христом, смелость надежды.
Евангелие, святые отцы и пасторологи утверждают, что все разнообразие внешней духовнической деятельности обусловлено одним фактором, основано на нем и из него исходит. В богословской науке он носит название «пастырское настроение» и отличает служение пастыря от всех остальных служений в Церкви. Пастырское настроение является также главным показателем и фактором акмеологического развития пастыря — восхождения к акме, основной характеристикой его духовно-нравственной сферы.
Этот фактор имеет три составляющих — посредничество, самоотверженную любовь и самоотречение.
Посредничество:
Предхождение (хождение в чувстве присутствия Бога). Осознание того, что Христос любовью прозревает глубины души.
Икономия. Усвоение воли Бога относительно паствы, деятельность исключительно по ней.
Самоиспытание. Евангельская оценка внешних и внутренних действий.
Самоотверженная любовь:
Огненная. Сочувствие добродетелям, переживание падений других, как собственных.
Отеческая. Любовь роднит, вызывает чувство отцовства к пастве.
Беспристрастная. Любит равно грешников и праведников. Не имеет предпочтений.
Деятельная. Всегда выражается в конкретной деятельности по спасению паствы.
Самоотречение:
Смирение. Исключительное служение пастве (а не себе).
Зрак пасомого. Полное проникновение обстоятельствами пасомого. Усвоение его себе.
Единение. Отождествление с паствой до утраты «я» и образования «мы».
Далее слово было предоставлено Ирине Подоровской, кандидату психологических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Самарской Духовной семинарии, она выступила с докладом «Вклад курса психологии в решение основных экзистенциальных проблем студентов семинарии».
Ирина Подоровская рассказала, что при преподавании в семинарии она считает наиболее продуктивным не проведение тренингов и развитие инструментальных навыков, которые вторичны, но решение насущных важных экзистенциальных проблем. При этом основные экзистенциальные проблемы, которые предлагает психология таковы:
– Любовь, смысл жизни, смысл страдания (тема креста – каждый человек проходит свою Голгофу), ответственность (человек полностью отвечает за свою жизнь, за каждый прожитый день и за каждую ситуацию, которую в течении дня ему посылает Бог), свобода, смерть.
Неэкзистенциальные проблемы: творчество, конгруэнтность-неконгруэнтность (важность осмысленного, осознанного поведения в каждый момент времени), целостность или расщепленность личности, волевое или полевое поведение.
Ирина Подоровская также отметила, что известный термин «выгорание» может быть заменен в аскетике на другой, а именно «оставление благодати»:
– При вступлении в брак, постриге, хиротонии, молодые люди, как правило испытывают огромную радость, совершенное счастье. Однако потом, как говорят монашествующие примерно через пять лет, происходит оставление благодати. Как бороться с оставлением благодати? Есть аскетическое правило: жить так, как будто эта благодать у тебя есть. Вспоминай, как было и продолжай действовать также, и тогда благодать вернется.
Михаил Хасьминский, руководитель православного кризисного центра при Патриаршем Подворье — Храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, член Ассоциации онкопсихологов России, главный редактор журнала «Русская православная психология» и порталов memoriam.ru и boleem.com, ведущий семинаров по кризисной психологии для священнослужителей представил свой доклад«Современное пастырское душепопечение: возможные ошибки и новые интернет — технологии как эффективное средство помощи людям в кризисе».
Михаил Хасьминский поблагодарил Ирину Подоровскую за доклад и отметил, что изучение экзистенциальных проблем психологии безусловно важно, но при практической работе пастырь, опираясь на эти знания, потерпит крах. И далее рассказал о часто встречающихся ошибках и тех проблемах, которые могут возникнуть перед священником:
– Проблема отсутствия такта и понимания. Пример: В церковь пришла женщина у которой умер муж, она хотела отпеть его там же, где они венчались, а батюшка отказал. В результате огромная обида на Церковь. Позже выяснилось, что в храме был ремонт, и батюшка даже не разговаривал с этой женщиной, отказала свечница за ящиком.
К сожалению, большинство людей, которые приходят в храм в состоянии кризиса до батюшки не доходят. Их встречают свечницы, имеющие нулевой уровень понимания вопроса. Отсюда суеверия, магизм и так далее. Я всегда удивляюсь и спрашиваю: «Почему вы так слушаете свечниц? Вы же в больнице не будете слушать гардеробщицу?». А мне отвечают: «Это же Церковь, здесь все свято».
Поэтому свечницы – это основное миссионерское звено, и для них нужно создавать специальные обучающие программы.
Проблема упрощений. Например, упрощения часто даются как советы: смирись, молись и так далее. Но такие советы никого не убеждают и не помогают.
Проблемная категория – люди с чувством вины. Пример: у женщины погиб сын в автокатастрофе, а батюшка спрашивает: – Ты когда исповедовалась и причащалась? – Я не воцерковленная. – Вот поэтому он и погиб.
Насилие в семье. Пример: муж бьет жену, а батюшка не благословляет развод.
Проблемная категория – женщины, пережившие насилие. В Церкви такие женщины могут не встретить понимания: сама виновата, вызывающе оделась на дискотеку.
Ошибки в душепопечении больных людей. Пример: при разговоре человека убеждают, что болезнь – плата за грех или что причина болезни ребенка – плата за родительские грехи. Здесь же распространенная ошибка – не благословение на лечение.
Все эти проблемы можно решать в современных условиях с помощью технологий: существуют проверенные сайты, на которых священники и православные психологии дают ответы по всем конкретным случаям. Такие сайты – инструмент который можно использовать в практической пастырской деятельности.
Далее доклад на тему «Личностная акцентуация христианина в контексте психолого-аскетической схемы развития страстей и добродетелей» предоставилНиколай Лагутов, доктор психологических наук, Grand Doctor of philosophy, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской Православной духовной семинарии, доцент философско-богословского факультета Православного института апостола Иоанна Богослова, декан факультета теологии и заведующий кафедрой Нравственного богословия и православной психологии Современного института управления:
– В контексте пастырско-аскетической психологии представляется особенно перспективным исследование характера человека, поскольку это может являться эффективным, и, что самое главное, традиционным для святоотеческой церковной психологии.
Можно провести совмещение психологической системы личностных акцентуаций с системой смертных грехов по концепции преподобного Иоанна Лествечника. Неумеренность приводит к неустойчивой акцентуации характера, то есть к блужданию, к блуду. Нетерпение влечет за собой стремление достичь желаемого любой ценой, что является паранойяльным расстройством личности. Паранойяльное же расстройство личности в случае неудачи при достижении цели может привести к печали или психастении. Неудачи также могут привести к гневу, то есть эпилептоидности по отношению к препятствию на пути к цели.
Надо отметить, что у святых отцов нет понятия только о страстях, они указывают не только на греховные акцентуации характера, но и на добродетели. Каждой добродетели соответствует её искажение страстью. Неверное исполнение добродетелей ведет к соответствующей страстной акцентуации. Например, паранойя – та же самая вера, но осуществляемая своими силами без доверия Богу, а потому настойчивая, неспокойная, подозрительная.
Наталья Скуратовская, психолог, преподаватель курса «Практическая пастырская психология» Хабаровской духовной семинарии, генеральный директор тренинговой компании «Вив Актив» выступила с докладом «Практическая психология в семинарии: обучение, воспитание, психотерапия».
Наталья Скуратовская отметила, что психологический тренинг при обучении не просто допустим, но является уникальным способом помочь семинаристам изменить себя, а курс пастырской психологии должен включать в себя элементы психотерапии:
– Когда мы начинаем серьезно работать в семинарии с какой-то темой, проявляются внутренние проблемы студентов, которые или были принесены в семинарию или там усугубились. На каждом практическом занятии, которое так или иначе затрагивает личностную сферу, мы оставляем время, чтобы поработать с теми задачами, которые ставят сами семинаристы.
Если мы говорим о практическом подходе, объединяющем экзистенциальный и инструментальный подход, обогащающие друг друга, то он помогает студентам за годы учебы не растерять знания и не разочароваться в психологии как таковой. При этом практика должна быть отточена в реальных ситуациях, навык должен быть сформирован. Когда психология становится полезна в отношениях с товарищами, с девушкой или женой, с людьми в храме, то и мотивация к изучению психологии совершенно иная, положительная.
Мария Строгонова
24.01.2015
© pravmir.ru