31 мая 2016

Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей

Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным,

потому они очень мало разборчивы при принятии мысли.

Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе,

от принятых ложных мыслей рождается все злое.

Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля,

от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем,

зависит направление и, по большей части, участь

всей огромной машины.

Свт. Игнатий Брянчанинов,

епископ Кавказский и Черноморский

                                                                            

В тяжелые периоды жизни почти все люди страдают от нашествия навязчивых мыслей.  Эти страшные, противные, липкие мысли цепляются с особенной силой за человека, который переживает смерть близкого. Так что же они из себя представляют?

Навязчивые мысли – это та форма, в которой к нам приходят ложные идеи, пытающиеся взять над нами власть. Наше сознание постоянно подвергается их активным атакам, но в критические моменты жизни этот натиск может усиливаться, что  снижает качество жизни, мешает  трезво оценивать ситуацию, строить планы и верить в возможность их осуществления. Из-за этих мыслей нам трудно сосредоточиться и найти резервы для преодоления проблем, они выматывают, и часто приводят к отчаянию, вследствие чего искажается реальность, которую мы начинаем принимать за действительность.

Какие навязчивые мысли обычно появляются у горюющих?

Они очень разнообразны. Я приведу некоторые примеры, хотя они не составят и сотой части всех возможных навязчивых мыслей:

·        Все хорошее в жизни кончилось. Остается только доживать и терпеть;

·        Не хочу жить, а  хочу к ней (к нему);

·        У меня никого больше не будет;

·        Я никому не нужна (не нужен);

·        Я не смогу без него (без нее) жить;

·        Все, что случилось –  моя вина;

·        Никакой радости в дальнейшем не будет. Настоящая жизнь кончилась, и теперь будет только выживание;

·        Лучше не жить вообще, чем жить так. Не вижу смысла  и надежды в такой жизни;

·        Теперь у меня нет смысла в жизни;

·        Никогда не станет легче. Эти боль и страдание — на всю жизнь;

·        Я никому не нужен (не нужна). Я всем обуза.

И тому подобные мысли. Они пронизывают наше сознание, не отпускают человека ни на секунду. Часто эти мысли заставляют нас страдать в гораздо большей степени, чем даже сами события, вызвавшие кризис.

Временами эти мысли занимают всю область сознания, лишая нас сна, еды, радости, стабильности. Семена безысходности, отчаяния, тоски  всходят и дают свой гадкий урожай именно на черной почве скорби, которую  мы удобрили этими навязчивыми мыслями.

Навязчивости накатывают мощнейшей волной, которой очень трудно противостоять,  если не знать определенных правил. Если посмотреть объективно, то мы увидим, как эти  мысли просто, нагло и агрессивно берут в рабство наше сознание. Навязчивые мысли как вампиры выпивают остатки необходимой нам энергии, забирают ощущение жизни. Они контролируют наше поведение, желания, свободное время, общение с другими людьми, не дают нам выйти из состояния горя.

Навязчивые мысли – хитрый и коварный враг, который не выступает открыто, а маскируется под наши собственные мысли и исподволь навязывает нам свои желания и чувства. Они действуют как банальные вирусы, которые внедрились в клетку-жертву.

Особо хочу отметить мысли о суициде, а также мысли, вызывающие чувство вины. Они почти всегда носят опасный навязчивый характер и являются в подавляющем большинстве случаев  мыслями – вирусами..

Можно ли считать навязчивые мысли психическим расстройством?

Существует ряд психических заболеваний (депрессия органического генеза, шизофрения и пр.) при которых в комплексе симптомов присутствуют навязчивые мысли. При таких заболеваниях  известна только одна возможность помощи – фармакотерапия. В этом случае необходимо обратиться к врачу-психиатру для назначения лечения. Хочу отметить, что здесь идет речь только о единственной возможности коррекции и лечения, но не о причине возникновения этого тяжелого состояния.

К счастью, подавляющее большинство людей, страдающих от навязчивостей при переживании горя,  не имеют совершенно никаких психопатологических нарушений. С помощью определенного алгоритма они могут избавиться от ненужных им мыслей.

Какова природа таких мыслей?

С точки зрения науки, навязчивые мысли (обсессии) – это беспрестанное повторение нежелательных, представлений и влечений, сомнений, желаний, воспоминаний, страхов, действий, идей и т.п., от которых нельзя избавиться усилием воли. В этих мыслях реальная проблема гиперболизируется, укрупняется, искажается. Как правило, возникает сразу несколько навязчивых мыслей, и они выстраиваются в замкнутый круг, который мы никак не можем разорвать. И бегаем по этому кругу, как белки в колесе.

Чем больше мы стараемся от них избавиться, тем больше их становится. И тогда появляется ощущение, что они носят насильственный характер. Кроме того, очень часто (но не всегда), навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями, тягостными раздумьями, а также чувством тревоги и страха.

Что говорит о навязчивых мыслях светская психология?

Многие психологи, часто умозрительно и бездоказательно, пытались объяснить причину возникновения навязчивых мыслей. Разные психологические школы до сих пор остро полемизируют между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда эти предположения не проясняют того, как с ними справляться.

Так что, можно сказать, что классическая психология  не имеет точного и понятного ответа на этот вопрос, и не предлагает эффективных методов для избавления от навязчивостей.

А  как  же тогда с ними бороться?

В течение долгого времени специалисты предпринимали множество безуспешных попыток найти хоть какой-нибудь метод борьбы с навязчивостями. Однако их старания частично увенчались некоторым результатом только в прошлом веке, когда был изобретен метод фармакотерапии, который в отдельных случаях помогает справляться со страхом. Недостаток этого метода заключается в том, что действует он недолго и применять его можно в отношении далеко не всех пациентов. И при этом, повторюсь, в большинстве случаев фармакотерапия снимает симптомы лишь на время, и не устраняет саму причину навязчивостей.

Есть еще один старый способ, который создает иллюзию решения проблемы, но на самом деле только серьезно ее усугубляет. Я говорю об употреблении алкоголя, наркотиках, безумных развлечениях, экстремальных занятиях и.т.п. Да, с их помощью можно отключиться от навязчивых мыслей на очень короткое время, но потом они все равно «включатся», причем с умноженной силой. К сожалению, этот способ весьма популярен, несмотря на очевидный вред, причиняемый организму в случае его применения.

И что же делать? Неужели положение безнадежно и мы обречены стать рабами этих мыслей?

Светская психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями, потому что не видит природы этих мыслей. Проще говоря, довольно сложно бороться с врагом, если мы его не видим, и не понимаем, кто это. Школы классической психологии, самонадеянно перечеркнув огромный опыт духовной борьбы, накопленный предыдущими поколениями, стали заново выстраивать определенные понятия. Эти понятия у всех школ разные, но объединяет их то, что причину всех бед они ищут или в безликом и непонятном бессознательном самого человека, или в каких-то физико-химических взаимодействиях дендритов, аксонов и нейронов, или во фрустрированных потребностях к самореализации и.т.п. При этом у  этих школ отсутствуют понятные объяснения того, что же представляют собой навязчивые мысли, каковы законы их появления и механизм воздействия.

Между тем, эффективный способ борьбы с навязчивыми мыслями у психически здорового человека существует! Ответы на вопросы и успешные решения проблемы известны не одну тысячу лет.

Расскажите об этом, пожалуйста, поподробнее.

Сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять на наше сознание, а наша слабость в том, что мы не имеем почти никакого влияния на навязчивые мысли. То есть, за этими мыслями стоит отличная от нашей, самостоятельная воля. Само название — «навязчивые мысли», уже предполагает, что они навязываются кем-то извне.

Подтверждением этого внешнего навязывания  может служить  парадоксальность содержания этих мыслей. То есть, мы понимаем, что содержание этих мыслей не вполне обоснованно, не логично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств. Навязчивые мысли могут быть абсурдны, и лишены здравого смысла, но, несмотря на это, мы не можем противостоять им.

При возникновении таких мыслей мы часто задаем себе вопросы: «Как это я до такого додумался?», «Откуда взялась эта мысль?», «Как эта мысль влезла мне в голову?», «Почему эта дикая мысль не кажется мне ужасной?». И, хотя ответов на эти вопросы мы не можем найти, но почему-то все равно продолжаем считать эти мысли своими. А навязчивые мысли продолжают оказывать на нас огромное влияние.

Человек, преследуемый навязчивыми мыслями, понимает их нелепость, чуждость рассудку, поэтому в большинстве случаев оценивает эти мысли критически. Но, вместе с этим, он не способен избавиться от них усилием воли. И это еще одно доказательство того, что мы имеем дело с самостоятельным разумом.

Кому же принадлежат эти разум и воля, направленные против нас?

Святые отцы православной церкви говорят о том, что в подобных ситуациях человек имеет дело с нападением бесов. Сразу хочу пояснить, что никто из них не воспринимал бесов так примитивно, как люди, которые никогда не задумывались об их природе. Это не те смешные волосатые, с рогами и копытами! Они вообще не имеют видимой внешности, что позволяет им действовать незаметно. Их можно называть по-разному: энергии, духи злобы, сущности. Говорить об их внешности бессмысленно, но мы знаем их основное оружие – ложь.

Так вот, по мнению святых отцов, именно злые духи являются причиной навязчивых мыслей, которые мы принимаем за свои. От привычек отказываться трудно. А мы так привыкли считать своими и только своими все мысли, все наши внутренние диалоги и даже внутренние битвы. Но, чтобы выиграть эти битвы, нужно встать на свою сторону, против врага. А для этого необходимо понять, что навязчивые мысли – не наши мысли, они навязываются нам извне враждебной силой. Бесы в данном случае действуют как банальные вирусы, при этом они стараются оставаться незамеченными и нераспознанными. Причем, действуют эти сущности вне зависимости от того, верите вы в них или нет.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться».

А как определить, какая именно мысль является навязчивой и откуда она взялась?

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя — она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа», – говорил праведный Иоанн Кронштадтский.

А разве не так действуют навязчивые мысли, мучающие нас при переживании утраты?

Правда, мы не всегда способны верно оценить свое состояние. Известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души» пишет об этом: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».

К чему приводят чужеродные мысли?

Мысли «от лукавого» поддерживают наше отчаяние, неверие, пессимизм, зависимости, страсти. Мысли, которые мы ошибочно принимаем за свои, толкают людей к самоубийствам, обидам, непрощению, ложному чувству вины, необоснованным страхам,  нежеланию признавать свои ошибки перед Богом. Маскируясь под наши мысли, они навязчиво подталкивают нас к совершению нехороших поступков. Навязчивости мешают нам встать на путь духовного развития, призывают не тратить время на исправление самого себя, внушают нам кошмарное чувство вины  и пр. Именно такие мысли являются «духовными вирусами».

Духовная природа таких мыслей-вирусов очень просто подтверждается тем, что нам бывает невероятно тяжело сделать богоугодное дело, помолиться, или, например, просто зайти в храм. Мы чувствуем внутреннее сопротивление, прикладываем невероятные усилия для того, чтобы противостоять вроде бы собственным мыслям, которые находят огромное количество отговорок, чтобы не делать этого. Хотя, казалось бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, мы встанем вовремя, чтобы пойти, например, на кладбище, однако мы не сделаем этого ради того, чтобы пойти в церковь. Мы можем проплакать весь вечер, но значительно труднее заставить себя молиться в течение этого же периода времени. Это только некоторые примеры. Наше состояние замечательно описал апостол Павел: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». (Рим 7, 19, 20, 22, 23).

В течение всей жизни мы выбираем между добром и злом. И, проанализировав сделанный выбор, каждый из нас может увидеть действие этих «вирусов».

Именно так рассматривали опытные в духовном отношении люди природу навязчивых мыслей. И их советы по преодолению этих мыслей на протяжении многих веков работали и работают безотказно!

А гордость, зависть, алкоголизм, объедение, осуждение и все остальные  страсти – они ведь тоже рождаются от навязчивостей. Не эти же самые мысли стоят за ними?

Да, именно они. И это тоже было известно с давних времен очень многим подвижникам благочестия. Они объяснили нам, как бороться с такими мыслями. Наша подверженность страстям и грехам — частный случай влияния сущностей, которые маскируются под наши мысли. Именно они насилуют душу, толкают ее туда, куда им выгодно, при этом очень часто  разлагая нашу личность.

Но я бы не хотел говорить  сегодня о связи таких мыслей и страстей. Это тема очень долгого и серьезного разговора, который заслуживает отдельной беседы.

Каков механизм внедрения и воздействия навязчивых мыслей?

Эти мысли внедряются прямо в эмоциональную сферу. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как они захлестывают наши эмоции? Мысль возникла, и эмоции бьют через край, хотя при этом ничего нельзя объяснить логически. Более того, логика как раз часто говорит обратное, но контроль логики над нами уже утерян, а эмоции бушуют и управляют нами.

Дело в том, что наша эмоциональная сфера наиболее уязвима для таких вторжений. По большому счету, мы не можем ее контролировать. Все знают, как наворачиваются на глаза слезы в самый не подходящий момент, и это происходит помимо нашей воли. Наши эмоциональные реакции часто мешают в делах, и потом мы редко можем объяснить сами себе причины, по которым они возникли. Сколько раз мы не могли справиться со своими эмоциями, хотя очень хотели этого? Сколько бед уже принесла нам наша собственная эмоциональность? Не правда ли, приходится признать, что мы не властны над эмоциями.

Известно, что эмоции можно сдерживать только логикой и рассудком, которые предохраняют нас от попадания во власть эмоций. Это подтверждается тем, что человеку, у которого преобладает логическое мышление, легче противостоять захватывающим его эмоциям. И наоборот, эмоции человека в неадекватном состоянии – например, когда он пьян, находится под воздействием наркотиков, сильно болен, устал, расстроен – выражены гораздо сильнее. Именно в таких состояниях делаются большие глупости, о которых потом приходится жалеть.

Что поддерживает навязчивые мысли?

Отказ от Божией помощи, безделье, лень, жалость к себе, апатия, отчаяние, депрессия – самые питательные субстраты для выращивания и умножения навязчивых мыслей.

Можно ли не допустить появления подобных мыслей?

Многие святые могли, но мы, грешные, не можем. Это происходит из-за того, что наше духовное состояние не позволяет нам различать этих сущностей. Люди, в большинстве своем, не умеют, и часто даже не пытаются сделать это, потому что считают любую приходящую в голову мысль своей собственной. И, конечно, если человек не может разделить мысли, направленные против него, от своих собственных мыслей, то он уязвим. Такого человека можно уподобить малому ребенку, который открывает дверь всем подряд, не подозревая при этом, что существуют и «плохие дяди». Взрослые же люди, как правило, понимают, что впускать в дом всех без разбора — опасно.

Но, разве мы сами не открываем дверь своей души всем мыслям подряд? Разве не так входят в нас сущности, которые замаскировались под наши мысли и чувства? Излишне говорить о том, что, не стараясь хотя бы немного распознавать ненужные мысли и защищаться от них, мы обрекаем себя на страдание от насилия, которое творят над нашей душой навязчивости. После их атаки в душе остается только бедлам и кошмар. Но, самое интересное, что, даже после этого мы не понимаем, каким образом произошла катастрофа. И ждем следующую…

А как от них защищаться?

Надо понимать,  что защита невозможна, если ты не знаешь своих врагов.  Люди, которые не живут серьезной (а не поверхностной, исключительно внешней обрядовой) духовной жизнью, своих врагов не знают. А если и догадываются об их существовании, то не имеют средств для самозащиты.

Если же враг известен, то, прежде всего, следует научиться отличать его от друзей, даже если он пытается маскироваться. Если ты увидел врага, то надо попытаться его не пустить, не открывать ему дверь. А уж если впустил, то постарайся избавиться от него с помощью определенных средств. Мы же, вместо того, чтобы понять, какую мысль, желание, чувство мы в себя впускаем, приглашаем к себе всех, без разбора: «Заходи кто хочешь — у нас всегда дверь нараспашку!».

Но это еще не все. Мы знаем, как люди должны защищаться, например, от навязчивых алкашей: для более слабого человека лучше всего не вовлекаться в разговор с ним, а просто не обращать внимания на пристающего, пройти мимо него. С навязчивыми мыслями то же самое. Но, вместо этого, мы не только впускаем их в себя, но и начинаем вести с ними внутреннюю беседу. Мы не понимаем, что они сильнее нас (до тех пор, пока мы не прибегнем к алгоритму, о котором поговорим подробнее ниже). И эта «беседа» традиционно заканчивается нашим поражением.

Посмотрите, как точно сказал о нас старец Паисий Святогорец: «Помысел, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел».

Существуют ли психотерапевтические техники для избавления от таких мыслей?

Таких техник мало. Доступным средством борьбы с навязчивыми мыслями, страхами и тревогами, которые появляются в периоды кризисов, является мышечная релаксация. Снятие мышечного напряжения, полное расслабление тела уменьшает тревожность и способствует избавлению от страхов, и, соответственно, в большинстве случаев снижается интенсивность навязчивых мыслей. Я часто рекомендую этот метод своим пациентам.

Сделать упражнение  по релаксации довольно просто: ложитесь или садитесь, максимально расслабьте тело, мысленно перенеситесь в какое-нибудь красивое место, на природу. Начните с расслабления мышц лица, далее расслабляйте мышцы шеи, плеч, туловища, и завершите этот процесс пальцами рук и ног. Представьте, что каждая мышца вашего тела полностью расслаблена. Ощутите это. Если вы не смогли расслабить какой-либо участок тела или группу мышц, тогда попробуйте максимально напрячь их, а потом расслабить. Сделайте так несколько раз, и нужная группа мышц обязательно расслабится. В состоянии полного расслабления следует находиться от 15 до 30 минут.

Не беспокойтесь насчет того, насколько успешно вы расслабились. Не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте релаксации возникнуть в своем темпе. Если почувствуете, что во время упражнения вас посещают посторонние мысли – постарайтесь вытеснить их из сознания, переключая внимание на визуализацию природы.

Если вы будете правильно расслабляться по несколько раз в день, это обязательно поможет вам избавиться от навязчивостей. Однако хочу подчеркнуть, что с помощью этой техники можно только снижать влияние и интенсивность навязчивых мыслей, но не бороться с причиной, которые их вызывают.

Что следует делать для того, чтобы полностью избавиться от навязчивостей?

Для того чтобы в будущем строить свою жизнь уже без этих поганых вирусов, в первую очередь, надо признать наличие навязчивых мыслей и необходимость избавления от них!

Во-вторых, надо взять ответственность на себя. Хочу отметить, что если мы принимаем эти навязчивые мысли, а затем под их влиянием совершаем определенные поступки, то именно мы несем ответственность за эти поступки и их последствия. Полностью переложить ответственность на навязчивые мысли нельзя, потому что именно мы их приняли и действовали в соответствии с ними. Не мысли действовали, а мы сами.

Поясню примером: если помощник пытается манипулировать своим руководителем, в результате чего тот принимает ошибочное решение, то ответственность за это решение понесет именно руководитель, а не его помощник.

В-третьих, не следует считать навязчивые мысли своими! Обратите внимание на противоречие между вашими интересами, вашей логикой и теми мыслями, которые пытаются завладеть вами! Оцените их парадоксальность, неуместность, логическую несостоятельность. Оцените последствия и невыгодность тех действий, к которым может привести следование этим мыслям. Поразмышляйте над этим. Подумайте, не видите ли вы в этих мыслях прямое несоответствие тому, что подсказывает вам сознание. Наверняка вы найдете множество несоответствий.

Признайте, что эти мысли не ваши, что они результат внешней атаки иных сущностей на вас. До тех пор пока вы будете считать навязчивые мысли своими, вы не сможете ничего им противопоставить и принять меры к их нейтрализации. Нейтрализовать самого себя невозможно!

Не вступайте в спор с навязчивыми мыслями. Если они появились, попробуйте переключить свое внимание, не ведите с ними внутренних диалогов!

У навязчивых мыслей есть одна особенность: чем больше им сопротивляешься, тем с большей силой они нападают. В психологии описан феномен «белой обезьяны», который доказывает трудность борьбы с внешним влиянием внутри сознания. Суть феномена такова: когда один человек говорит другому: «Не думай о белой обезьяне», то тот начинает думать именно о белой обезьяне. Активная борьба с навязчивыми мыслями тоже приводит к такому результату. Чем больше говоришь себе о том, что справишься, тем меньше справляешься.

Поймите, что с этим состоянием нельзя справиться только усилием воли. Вы не можете противостоять этой атаке на равных. Если продолжить аналогию с ситуацией про алкоголиков, приведенную ранее, то самым лучшим способом избавиться от навязчивого пьяницы будет не активное сопротивление его атаке, а игнорирование его слов и действий. В нашем случае надо просто переключить внимание с навязчивых мыслей на что-то другое (более приятное), не вступая с самими навязчивостями в конфликт. Как только мы переключаем внимание и начинаем игнорировать навязчивости, они на некоторое время теряют свою силу. Чем чаще мы их игнорируем, тем меньше они нам досаждают.

Вот что говорят об этом святые отцы: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей» (преподобный Антоний Оптинский). «Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более, если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник).

Конечно, внимание лучше переключать на то, что помогает эффективной борьбе с этими навязчивыми сущностями. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую или общественную деятельность, работу по хозяйству. Наши предки считали, что для изгнания навязчивых мыслей очень хорошо занимать себя полезной физической работой. Но лучше в этом случае помогает молитва. Когда человек переключает свое внимание на молитву, то эти сущности стремительно теряют силу. Совокупность  физического труда и молитвы дают самые лучшие результаты. Не случайно исстари в монастырях  молитва и труд шли рядом.

Всегда следует помнить о том, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы навязчивые мысли вызывали эмоциональный отклик. Не подкрепляйте навязчивые мысли фантазиями и воображением.

Навязчивые мысли действуют как энергетические пиявки. Они вынуждены кормиться от ваших эмоций, чтобы жить дальше. Именно эмоции и воображение в данном случае будут кормить этих паразитов. Поэтому старайтесь не реагировать на эти мысли. Каждый раз противопоставляйте им логику. Я не говорю о том, что не надо отреагировать имеющиеся эмоции. Наоборот, эмоциям надо ОБЯЗАТЕЛЬНО давать выход, но в тех условиях и в то время, когда это будет безопасно и не может привести к нежелательным последствиям. Вот тут должен быть поставлен сплошной барьер. Мы не должны становится рабами навязчивых мыслей!

Еще мы часто подкрепляем навязчивые мысли собственными воображением и яркими фантазиями.  В. К. Невярович пишет: «Навязчивые мысли возникают часто в ответ на поставленный вопрос: «А вдруг?» Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и при неоднократных повторениях создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая избавиться от этих навязчивых мыслей, тем более они овладевают им. Важной причиной развития и самого существования невротического страха является развитое чувственное воображение. Ведь человек, к примеру, не просто боится упасть с высоты, но и воображает в ужасе, что умрет, всячески «распаляет» вымышленную ситуацию, представляя, скажем, свои похороны, себя лежащим в гробу и пр.». О чем это говорит? О том, что мы укрепляем силы навязчивых мыслей своим воображением.

Причем, чем лучше мы представляем то, чего боимся, чем яснее мы видим результат, достигаемый посредством навязчивых влечений, а также последствия действий, выполненных  в результате воздействия навязчивостей, чем ярче мы оживляем  навязчивые воспоминания, тем больше мы подкрепляем в себе эти мысли. Нельзя позволять навязчивым мыслям оказывать влияние на нас и наше поведение через наши же эмоции, фантазии и воображение.

Не занимайтесь самовнушением, повторяя про себя эти мысли. Всем хорошо известна сила самовнушения, которое иногда помогает в очень тяжелых ситуациях. Самовнушением можно снимать боли, лечить психосоматические расстройства, значительно улучшать психологическое состояние. Благодаря простоте использования и выраженной эффективности, этот метод используют в психотерапии с давних времен.

К сожалению, у горюющих часто наблюдается самовнушение негативных утверждений. Человек, попавший в трагическую ситуацию, постоянно — про себя и вслух — неосознанно проговаривает утверждения, которые не только не помогают выйти из кризиса, но и ухудшают состояние.

Например, человек постоянно жалуется знакомым или внушает сам себе:

– Жизнь закончилась со смертью дорогого человека;

– У меня никого больше не будет;

– Я не хочу жить;

– Жизнь больше не принесет радости;

– Жить теперь незачем;

И другие подобные мысли.

Таким образом включается механизм самовнушения, который действительно приводит человека к определенным ощущениям беспомощности, тоски, отчаяния, а впоследствии и к заболеваниям, расстройствам психической сферы.

Получается, что, чем чаще человек повторяет эти негативные установки, тем более негативно они влияют на мысли, чувства, ощущения, эмоции, представления этого человека. Не надо их все время повторять. Этим вы не только не помогаете, но и загоняете себя вглубь кризисного болота.

Если вы ловите себя на том, что часто повторяете эти заклинания, то сделайте следующее:

Измените установку на прямо противоположную, и повторяйте ее в течение дня.

Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что нет радости  после смерти близкого, то 100 раз четко проговорите, что жизнь принесет радость и с каждым днем ваше состояние будет улучшаться. Такие внушения лучше делать себе по несколько раз в день. Через некоторое время вы почувствуете эффект от этого упражнения. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Следует говорить не «я в будущем не буду одинокой», а «в будущем я обязательно буду с любимым человеком». Помните о том, что это очень важное правило составления утверждений. Не составляйте утверждений на то, что является заведомо недостижимым или неэтичным.

Существуют ли другие методы борьбы с навязчивыми мыслями?  Какие из них, по вашему мнению, самые сильные?

Как я уже сказал, самое сильное оружие против навязчивых мыслей – молитва.

Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы… Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».

Духовное объяснение помощи молитвы в данной ситуации очень простое. Бог сильнее сатаны, и наше молитвенное обращение к Нему за помощью изгоняет злых духов, которые «поют» нам свои лживые однообразные песенки. Убедиться в этом может каждый, и очень быстро. Для этого вовсе не нужно быть монахом.

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души, как бремя скатится,

Сомненье далеко

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

(Михаил Лермонтов).

Как и всяким хорошим делом, молитвой нужно заниматься с рассуждением и усилием.

Надо рассмотреть врага — понять, что он нам внушает, и направить оружие молитвы против него. То есть, слово молитвы должно быть противоположно внушаемым нам навязчивым мыслям. «Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей», – говорит святитель Феофан.

Например, если суть навязчивых мыслей – нежелание принять обстоятельства, отчаяние, то сутью молитвы должно быть смирение: «Да будет воля Божия!»

Если суть навязчивых мыслей – уныние, отчаяние (а это неизбежное следствие гордыни и ропота), здесь поможет благодарная молитва – «Слава Богу за все!».

Если нас мучает злость на виновника трагедии, то просто помолитесь о нем: «Господи, благослови его!». Почему именно эта молитва поможет? Потому что от молитвы об этом человеке вы получите пользу, а злые духи никому не желают добра. Поэтому, видя, что от их работы получается благо, они перестанут мучить вас образами этого человека. Одна женщина, которая воспользовалась этим советом, говорила, что молитва очень помогла, и она буквально чувствовала рядом с собой бессилие и досаду злых духов, которые одолевали ее раньше.

Естественно, нас могут одновременно одолевать разные помыслы (нет ничего быстрее мысли), поэтому соединяться могут и слова разных молитв: «Господи, помилуй этого человека! Слава Тебе за всё!».

Молиться нужно непрерывно, до победы, пока нашествие помыслов не прекратится, и на душе не воцарятся покой и радость. Подробнее о том, как молиться, читайте на нашем сайте.

Помогают ли Таинства в преодолении навязчивых мыслей?

Конечно, Таинства Церкви являются огромной помощью, даром Бога для избавления от этих сущностей. В первую очередь, это конечно, исповедь. Именно на исповеди, сокрушенно каясь в грехах, мы как будто отстирываем от себя всю налипшую грязь, включая и навязчивые мысли.

Возьмем тот же самый ропот на ситуацию (а это не что иное, как ропот против Бога или обида на Него), уныние, обиду на человека – все это грехи, которые отравляют нам душу.

Исповедуясь, мы делаем два очень полезных для нашей души дела. Во-первых, мы принимаем на себя ответственность за свое нынешнее состояние и говорим себе и Богу, что постараемся изменить ситуацию. Во-вторых, мы называем зло — злом, а злые духи больше всего не любят обличения – они предпочитают действовать исподтишка. В ответ на наши дела, Бог в момент чтения священником разрешительной молитвы делает Свое дело – Он прощает нам наши грехи и изгоняет злых духов, которые нас осаждают.

Еще одним мощнейшим средством в борьбе за нашу душу является причастие. Причащаясь Тела и Крови Христова, мы получаем благодатную силу бороться со злом в себе. «Эта Кровь отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов и призывает к нам Ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а Ангелы туда стекаются. Пролитая на Кресте, эта Кровь омыла всю вселенную. Эта Кровь — спасение душ наших. Ею душа омывается», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми», — говорит святитель Григорий Богослов.

Я не могу предполагать механизм этого избавления, но я точно знаю, что десятки знакомых мне людей, в том числе и мои пациенты, избавились от навязчивых мыслей именно после Таинств.

А вообще благодать после Таинств ощутили на себе сотни миллионов человек. Именно они, их опыт, подсказывают нам, что нам не стоит игнорировать помощь Бога и Его Церкви с этими сущностями. Хочу заметить, что некоторые люди после Таинств избавились от навязчивостей — не навсегда, но на некоторое время. Это естественно, так как это борьба долгая и трудная. 

И последний вопрос… Навязчивые мысли часто рождают страхи: страх за будущее, страх за душу близкого человека,  страх общения, страх не понимания и прочие. Эти липкие страхи преследуют человека, и создается впечатление, что именно навязчивые мысли сеют их семена. Что надо делать в этом случае?

Нам, подверженным страхам, адресованы слова святителя Феофана Затворника, которые мне бы хотелось привести в конце нашей беседы: «Пишете: грустно мне, нигде не покоя. Что-то давит меня, на сердце тяжело и темно… — С нами крестная сила! Это враг… встречает вас такою тугою и томлением. Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все – одни и те же. Вас томит тугою; иного обдает страхами; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы… Бывает, наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших… Только соглашаться ни с чем (с мыслями, навеваемыми бесами – прим. М.Х.) не надобно, а перетерпеть – и все пройдет… И все припадайте к Господу. И Матерь Божию призывайте».

© Memoriam.ru