Православный взгляд на феминизм
Мы спросили известных священнослужителей и экспертов о том, как относиться к идеологии феминизма.
Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. Возникло э то движение в XVIII веке; особенно активизировалось с конца 1960-х годов. Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями Запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Милль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы чернокожих за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Абсолютное большинство феминисток придерживаются идеи равноправия полов. Тем не менее, иногда в рамках феминизма возникают идеи откровенно экстремистской направленности, как например печально известные своим кощунством группы «Pussy Riot» и «Femen».
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,
настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,
д. Ивакино Можайского р-на Московской области
Если оценивать феминизм как явление, то это подмена христианства, потому что феминизм многое заимствовал у христианства, но при этом исказил саму суть. Если идет речь о борьбе за конкретные права угнетаемой женщины, то это положительный момент, но в целом эта идеология очень глупая, потому что природу все равно не изменишь, и сколько бы женщины ни занимались отстаиванием своих прав в социуме, все равно главным полем взаимоотношений между мужчиной и женщиной является семья.
Во-вторых, феминизм — бессмысленное явление, потому что все социальные права женщины в рамках европейской цивилизации уже достигнуты, и что женщине еще можно желать?
И в-третьих, это явление носит богопротивный характер, потому что любая идеология, отличная от христианства, становится идолом, подменой христианства, потому что все, что нужно для жизни, уже есть в христианстве. А феминизм, наоборот, говорит о том, что не нужно, и пытается изменить, сломать роли, установленные Богом.
В Священном Писании сказано о разграничении роли мужчины и женщины, но многие не согласны с этим, и это тоже является одним из мотивов возникновения феминизма —нежелание женщины принять подчиненную роль, которая предусмотрена для нее на земле Богом, и попытка сломать эти роли является богоборчеством.
Равенство между мужчиной и женщиной возможно, но не во всех аспектах, а только в аспекте спасения, в отношении к Богу и вечности, а если говорить о земной жизни, то здесь нет никакого равенства.
Возможно, одним из мотивов возникновения феминизма было желание защитить женщин от угнетения и сексуального рабства, но на практике нам достаточно руководствоваться просто христианством, а не привлекать дополнительную идеологию, например такую, как феминизм.
Я не изучал разновидности феминизма, но вообще все это топтание на одном и том же грехе идолослужения.
ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ)
клирик Иваново-Вознесенской епархии,церковный публицист и миссионер
Это очень интересный и очень непростой вопрос. К сожалению, ему не уделяется достаточного внимания ни в православной, ни в более широкой среде. Желательно было бы, например, в рамках ежегодных Рождественских чтений организовать секцию по феминизму. Феминизм можно уподобить болезненному симптому в человеческом организме, например, мигрени: одно и то же явление вызывается совершенно различными причинами: от малозначительных (ушиб) до опаснейших (опухоль мозга).
Нет нужды останавливаться на криминальных течениях, на финансируемых из-за рубежа политических группах, на сексуальном разврате — всё это лежит на поверхности, но не представляет интереса ни для кого, кроме правоохранительных органов. А между тем за феминизмом видны причины совершенно иного уровня, а именно: деградация мужчин, кризис семьи, ошибки проповеди и образования.
Говорить об их важности не приходится. Каждая из них в отдельности требует серьезного, трезвого взгляда и немедленных действий со стороны Церкви, общества и государства. Например, открыто противореча «Основам социальной концепции РПЦ» (раздел Х.5), с амвона, в книгах и брошюрах, в материалах для воскресных школ до сих пор широко пропагандируется в качестве «православного» образ и облик женщины, основанный на социально-исторических реалиях XVI века. Результат? Выйдя из подросткового возраста, девушка обнаруживает, что священники, родители и педагоги год за годом дурачили её — и обращается к феминизму в качестве альтернативы.
Едва ли не более страшен другой обман: Церковь, школа, общество в согласии друг с другом открывают перед молодежью перспективу счастливого, полноценного брака. Как прекрасно! Но сколько сегодняшних старшеклассниц и студенток останутся без семьи, а из тех, кто вступит в брак, — попадут в адскую мясорубку развода? Мы об этом скромно молчим, а феминизм трубит в победные трубы, должны ли мы отдавать ему победу?
ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ НЕНАРОКОВ
Во-первых, феминизм — это следствие научно-технического прогресса, потому что мужчины перестали носить оружие и драться за свою честь, честь милой дамы, за семью и т.д. Как только мужчина перестает носить оружие, он становится немного похожим на женщину, потому что мужчину отличает именно наличие оружия. Во-вторых, в связи с научно-техническим прогрессом женщины стали занимать те же должности, что и мужчины, и это потихонечку стирает грань между полами. Мужчины стали женоподобными, и поэтому женщины вынуждены брать на себя мужские функции. А что такое женоподобие мужчин? Это отсутствие ответственности. Потому что, кроме оружия, мужчину отличает еще и ответственность. Ответственность за свое слово, за свой выбор, за свою семью, за своих детей, за Родину — за все! Отличительная черта современного мужчины, мальчика, юноши — это безответственность.
Вследствие этой безответственности распадаются семьи, а ведь женщине надо кормить детей, давать им образование, поэтому она идет на тяжелые работы, взваливает на себя мужскую ответственность. Вот отсюда и феминизм. Человечество погружается в научно-технический прогресс и, соответственно, в феминизм
ДЕНИС МАЛЬЦЕВ,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
К движению за равноправие женщин в метафизическом смысле этого слова можно относиться только положительно, потому что если говорить о равенстве мужчины и женщины перед Богом, то оно, несомненно, существует. Ибо, как писал апостол Павел, «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27-28).
Но, к сожалению, современный феминизм ставит во главу угла равенство в равном «праве» на исполнение гендерно-социальных ролей. Здесь примитивно понимаемое равноправие невозможно, потому что мужчины и женщины разные.
У мужчины никогда не будет «права» рожать и вскармливать грудью детей. У женщины в православии нет «права» рукополагаться во священники (да и желания в обязательном порядке служить в армии я у современных феминисток как-то не замечал). Здесь можно привести еще много примеров. Наверное, если бы Творец хотел вульгарно понимаемого физиологического равноправия, он не создал бы мужчину и женщину разными. Поэтому женщина не может быть одновременно православной и феминисткой в современном западном понимании. Попросту возникнет масса противоречий. Что, конечно, не мешает православной женщине иметь те же базовые гражданские права, что и мужчина (и на что и был направлен изначальный феминизм XIX — начала XX веков): это гарантировано светскими властями в Конституции РФ и не оспаривается Церковью.
ИЕРЕЙ СЕРГИЙ БАРЫШЕВ
настоятель Спасо-Преображенского храма, с. Орлино
Я к этому отношусь очень положительно и считаю Елену Мизулину святой, это мое субъективное мнение. То что она делает, делает Милонов, это Господь их поставил для того,чтобы отстаивать то,что мы не можем. Мы можем молиться, горы передвигать, но видите ли в чем дело, когда брат тонет, я могу стоять и молиться, но могу и палку протянуть, помочь, молитва должна быть деятельной, а не так,что я молюсь и меня никто не интересует. Эта инициатива должна быть давно принята. Люди,которые совершили это имеют право на покаяние, если они его принесут, то отказа в крещении ребенка быть не должно. Запретить суррогатное материнства было бы очень хорошо, в нашей стране много пороков и много чего нужно запрещать».
Часто женщины бывают умнее мужчин: образованнее, воспитаннее, деликатнее, а мужчины часто ленивы и агрессивны. Но мужчина должен оставаться мужчиной. В доме он глава семьи и несет основную ответственность за все происходящее с его семьей. И поэтому, какая бы умная, воспитанная и образованная жена ни была, она должна знать свое место, даже если мужчина стал выпивать и не пытается ничего достигнуть в жизни. Женщина в такой ситуации должна проявить мудрость, оставаясь в тени, и показывать только свое лицо, а ее лицо — это муж.
Феминизм наподобие Pussy Riot — это мерзость и бесовщина, о которой вообще не стоит говорить! Это взбесившиеся неумные дамы! Запад сгнил, он испортился, там легализуют однополые браки, извращения, педофилию, которую пытаются навязать и нам.
Я уважаю мусульман, и рад, что в нашем государстве есть мусульмане, потому что они никогда не сядут за стол с такими людьми и не будут их уважать. Если мы, православные, не опомнимся, не сохраним свою историю и культуру, к нам на смену придут мусульмане, которые установят свои законы: оденут женщин так, как считают нужным, поставят их в угол — и не станет никакого феминизма, женщина будет заниматься детьми и семьей.
Я не знаю такого понятия как «исламский феминизм», но знаю, что в мусульманстве все жестче и правильнее во многом. Конечно, есть там и определенные перегибы, но наши женщины действительно должны знать свое место: заниматься детьми, семьей. Если женщине хочется заниматься карьерой, пусть занимается, но про дом она не может забывать и должна выполнять свои обязанности.
От феминизма одни проблемы: много хороших парней и девушек не могут устроить личную жизнь и ищут на Западе или на Чукотке мужей и жен.
ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ КРЫЛОВ
настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино
Христиане — странники и пришельцы на земле и не стремятся к тому типу земного устроения, которое сейчас принято называть «справедливым». Христиане стремятся ко спасению души, к высшей справедливости. И эта высшая справедливость полярна тому, что сейчас называют «правами человека», да и вообще всей гуманистической культуре. И в «гендерной» сфере существуют определенные церковные традиции, которые спасительны как для мужчины, так и для женщины. Жизнь в браке — в православном понимании — способ спасения души; и эти традиции являют собой «механику», если так можно выразиться, этого спасения. Я не уверен, что новое мироустройство, так называемое «семейное равноправие», которое сейчас утвердилось, ведет к спасению мужчин и женщин.
Поэтому христианские, священнические семьи консервативны и стремятся возродить иерархическое семейное устроение, которое было в Средневековье. Такое устроение не обижало и не унижало женщину, оно просто по-другому расставляло бытовые акценты.
Если говорить о какой-то внутренней иерархии, то жена спасается через послушание мужу, она относится к этому послушанию примерно как послушник в монастыре (если утрировать). Супруг находится в послушании Богу, несет всю полноту ответственности за семью, детей и жену. Это традиционное консервативное устроение. Порядок микросоциума копировал порядок мегасоциума (государства, к примеру), и оба, в конечном счете, являли собой образ небесного устроения. В нашем понимании, подобный порядок органичен и изначален (как один из принципов Творения) для общества в целом и человеческой личности в частности.
Я понимаю, что сейчас светское общество основано на совсем иных принципах, и поэтому рождает людей, неспособных к семейной жизни. Светская семья — нестойкий компонент (сейчас распадается 80% заключенных браков). Задача Церкви — хранить традиционное устроение в микросоциумах, вопреки веянию современности. В отдельно взятой своей семье по взаимному согласию возможно и нужно это делать. Если женщина стремится ко спасению, она неизбежно придет к этому порядку, который изначально был установлен для ее спасения.
Христианские структуры стойки к факторам внешнего воздействия только потому, что в них тщательно сохраняются древние принципы послушания ради Бога, в отличие от светских структур, в которых эти принципы не сохранились.
Многие говорят о монархии, о возрождении изначального божественного устроения общества, но возрождение возможно только в том случае, если человек возродится внутри себя, и только тогда он сможет жить в подобном обществе. Эти навыки нужно вырабатывать, потому что без этого человек не спасется, поэтому я против феминизма. Я думаю, что женщина, свободная в феминистическом обществе, счастливой никогда не будет. У женщины иное функциональное назначение, чем у мужчины. Она, будучи уравненной в правах с мужчиной и поставленная на место мужчины – счастья не найдет, потому что её счастье совсем в ином. Оно определяется богоустановленным местом в микросоциуме и в обществе в целом. С этого места её выгоняют. Или она сама себя выгоняет. Это один из критериев апостасии – отхода от Бога, от божественного состояния. Это – плод работы Князя Тьмы.
МИХАИЛ ХАСЬМИНСКИЙ
православный психолог
Если говорить о равноправии, то его нет, так как мужчины не могут рожать, а женщины не могут заниматься защитой Отечества. Но некоторые православные выдают за идеал православной женщины забитую женщину, которая во всем согласна с мужем. Но с этим невозможно согласиться, зная примеры Жен Мироносиц, многих святых женщин, которые были совсем не забитыми личностями и могли отстаивать нравственность, чистоту, семейный очаг и Отечество. Все это придумали ненавистники женщин.
Что касается разных направлений феминизма, то причины их понятны. Женщины чувствуют себя несчастными в силу разных причин: либо с ней рядом не было нормального любящего мужчины, либо у нее высокий уровень притязаний и другое. Счастья приходит тогда, когда человек работает над собой. Это ложь, что женщина несчастна от того, что у нее нет равных прав с мужчиной, а вот когда у нее будут равные права, то она станет счастливой. Наоборот, когда женщины приобретают равные права, они становятся несчастными.
Все эти феминистские организации берут начало в западной цивилизации, которая, уничтожая традиционные роли в семье, решает задачу по разрушению семьи.
Водители должны водить, артисты играть, пилоты летать, а давайте мы это все смешаем и скажем, что все должны быть одинаковы и у нас тут же не станет ни водителей, ни пилотов, ни артистов. Поэтому, когда нет мужских и женских обязанностей, а есть один сплошной унисекс, не может быть никакой ответственности, а если нет ответственности, то все идет к разрушению. Это выгодно западным организациям, которые преследуют цель разрушения традиционных семейных ценностей.
От феминизма идет гендерное равноправие, когда всевозможные извращения ставятся в один ряд и когда ребенок может считать себя мужчиной, женщиной, трансгендером и так далее, всевозможных полов уже более десяти. Потом еще и педофилов начнут уравнивать в правах, это приведет к окончательному разрушению семьи и общества.
И сейчас происходит разложение семьи. Продукт, который разлагается, выделяет определенное количество тепла, и от этого тепла цивилизация греется, но это уже остатки. Когда полностью распадется традиционная семья и традиционные отношения между людьми, то все окунется в такой мрак, что Средневековье покажется раем.
По поводу различных направлений феминизма могу сказать одно — обсуждать различные виды шизофрении неразумно. Феминизм — это глубокая нравственная и психическая патология. Если бы люди больше боролись за свои души, то меньше бы занимались всякой ерундой. Но им кажется, что они делают что-то стоящее. Я стараюсь не обсуждать сумасшедших, особенно нюансы их патологических состояний.
2.12.2014
Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»