Когда любовь — жертва, а не грех…
В современном мире невинность не очень котируется. С девственностью торопятся расстаться поскорее, избавиться от нее, как от обузы, мешающей наслаждаться жизнью «в полный рост». Но христианская позиция в этом вопросе выламывается из общепринятой: телесная чистота до брака бесконечно важна. Почему? Отвечает православный психолог Михаил Хасьминский.
Как вы считаете, зачем хранить девственность до брака?
— Наверное, большинство людей предпочитают спать на чистом белье, а не на грязном, потому что это негигиенично — так же и с девственностью. Сохранять девственность — это определенная физическая гигиена, как чистить зубы по утрам. Чистота с гигиенической точки зрения важна еще и потому, что количество распространяемых инфекций зашкаливает, гинекологи это прекрасно знают, а воспалительные инфекции в раннем возрасте делают людей бесплодными.
Но сама по себе физиологическая девственность не так важна по сравнению с чистотой души. Можно остаться чистым, даже если тебя изнасиловали. Духовная чистота — это другое состояние, состояние чистоты души, не поврежденной страстями.
Мы знаем примеры из жизни святых, той же Марии Египетской, когда человек, будучи нечистым, осквернившим себя, возрождался в духе, каялся и становился чистым. У чистого человека другое внутреннее ощущение себя, он понимает, что есть чистое внутри, которое он может подарить тому, кто это заслужил. Но это, к сожалению, редчайший, уникальный случай.
Некоторые люди считают, что девственность обладает неким «положительным зарядом». Например, в жреческих культах приносились в жертву девственницы, да и монахи, чтобы быть ближе к Богу, должны быть девственниками, и священники берут в жены девственниц. В чем, на ваш взгляд, смысл девственности?
— Смысл девственности заключается в стержне, который есть внутри каждого человека. Непьющего человека труднее соблазнить алкогольными напитками, чем пьющего, некурящего трудно соблазнить сигаретой, а целомудренного сложно соблазнить блудом, потому что внутри таких людей есть стержень, который сопротивляется страсти.
Но если человек однажды впустит этот мутный поток в себя, этот поток принесет с собой непоправимые увечья. И если человек не поборется с семенем блуда, из него произрастут сорняки, и либо он будет все же с ними бороться, либо они его поборют и переведут страсть в порок, а потом уже в извращенный порок. Мы знаем о существовании инкубов и суккубов — неких бесовских сущностей, которые приходят во сне или в измененных состояниях сознания, для мужчин в виде женщины, а для женщины в виде мужчин и в этом состоянии могут заниматься блудными делами. Я точно знаю, что многие с этим сталкиваются, но боятся сказать об этом. У меня был случай с пациенткой — она девственница, к ней эти сущности приходили во сне и предлагали вступить в связь, сначала в образе жениха, потом в образе друзей, и она все время отказывалась. Без воли человека эти сущности ничего не могут сделать, но если он соглашается, то впускает в себя нечистую струю.
Эта струя не всегда сразу может обозначиться — это как семя сорняка, которое может прорасти, а может и не прорасти, но иметь это зерно в себе очень опасно. Я опять хочу сказать, что я не считаю людей, лишенных девственности, неким вторым сортом — у каждого своя жизнь, своя ответственность перед жизнью, свои поступки. Я говорю сейчас с точки зрения практической и духовной.
Девственность — синоним невинности и противоположность вины. В чем проявляется состояние греха и вины с психологической точки зрения?
— За любой грех человек несет ответственность. Ответственность происходит от слова «ответ», и в первую очередь человек держит ответ перед Богом и перед ближними. Если человек стал инвалидом, он виноват в этом, даже если он стал им по неосторожности, виноват перед тем, кто дал ему жизнь, перед тем, кому нанес психологическую травму, виноват, что сделал неправильно. Вина следует за пороком. У меня было несколько случаев — девушки, которые теряли девственность, а потом были брошены своими молодыми людьми. Таквот, у них было сильнейшее чувство вины, что они отдали самое ценное некоему мошеннику, а родному человеку в будущем ничего не оставили.
Сейчас в обществе существует представление, что можно до брака менять разных партнеров, стоит «все испробовать». Как ответить на такие доводы?
— Тут надо глядеть в суть. Ради чего девушка хранит свою девственность? Если она живет ради удовольствий и хочет подороже продать девственность олигарху, то это один подход. Если она ее хранит из-за гордости и превозносится своей девственностью, то это другой подход, а если это действительно чистота — это уже третий подход, исполнение заповедей.
Что касается слова «нагуляться», то можно и таким путем пойти, если есть такой интерес, но какая разница тогда, что пробовать? Можно попробовать и наркотики, и в тюрьму сесть, и убить, то есть предаться всем порокам, думая, что закончишь жизнь правильно и благочестиво. Но только если ты все попробовал, то уже не сможешь жить правильной и благочестивой жизнью, потому что нет удерживающего стержня, нет ни духовности, ни понимания чистоты. Зато есть понимание того, как повыгоднее продать себя.
Но чем все же плох подход «бери от жизни все»?
— Вместе с этим подходом ты можешь взять болезни и зависимости. Можно брать все — просто надо понимать меру ответственности и смысл происходящего. За порок потом придется нести ответственность. У многих людей, например, от нездоровых связей жизнь потом не складывается, или человека тянет к иззвращенным формам, а обычные его уже не удовлетворяют, требуются все новые ощущения. Это можно проследить на примере порнозависимых людей — такие люди фактически повторяют путь наркоманов. Лучше иметь что-то бесценное, чем не иметь.
Как вы считаете, женская девственность отличается от мужской? Ведь в обществе существует более строгое отношение к женской девственности.
— Более строгое отношение к женской девственности связано с тем, что женщины рожают детей, и чистота — это залог, что дети будут здоровыми и от нужного человека. Психологически мужская и женская невинность ничем не отличаются — чистота и страсть одна и та же, что у женщин, что у мужчин, и в этой психологии нет особых различий.
А как быть с требованиеи «доказать любовь» через постель?
— Любовь это жертва, и только через жертву можно доказать любовь — но не через грех. Некоторые говорят: докажи мне, что ты верный друг, сядь выпей со мной, но причем здесь дружба?! То есть предайся пороку, загрязнись, докажи, что ты мой друг, съешь от этого яблочка, ничего не будет… Это искушение.
Сейчас в России на подъеме ЛГБТ-движение — движение за права сексуальных меньшинств и феминистическое движение, которое постулирует свободные сексуальные отношения и избавление от всяческих табу. Не ждет ли нас сексуальная революция, как в Европе после Второй Мировой войны?
Ждет. Более того, она проплачивается, специально поддерживается, пропагандируется для того, чтобы подорвать духовное и физическое здоровье нации. Если половина мальчиков станет геями, а половина девочек лесбиянками, то население страны уменьшится вдвое. А кто тогда вообще пойдет защищать страну и будет ли что защищать к тому времени? Это четко продуманная политика, в том числе оправдания извращений. Если раньше гомосексуалисты были только в тюрьме и с ними стыдно было садиться за общую трапезу, то сейчас по телевидению про них постоянно говорят, они — чуть ли не элита. Все перевернулось за несколько десятилетий.
Но ведь Церковь как-то сопротивляются этому…
— Люди, которые хотят сохранить свой народ, свою нацию, свою душу, конечно, этому пытаются сопротивляться, но это сопротивление меньше организованно, чем наступление, и это заметно на всех фронтах, в том числе и на информационном. Пока они, увы, побеждают и лидируют.
Юлия Богородская
© pravda.ru